New York Times: Путинский "ползучий заговор"
Сегодня, когда роль НАТО стала глобальной, нельзя забывать о ее первоначальном предназначении: сдерживать русского медведя, в частности - его агрессию в отношении ближайших соседей, - пишет Уильям Сэфайр в статье "Путинский "ползучий заговор", опуликованной 9 февраля американским изданием The New York Times.
Мюнхен, 9 февраля 2004 года. Этот город перестал быть местом, где царит атмосфера умиротворения. На ежегодной Международной конференции по безопасности, созванной здесь накануне принятия в Организацию Североатлантического договора (НАТО) семи новых членов, министр обороны неоимпериалистической Москвы угрожал выходом из соглашения, которое ограничивает размеры вооруженных сил России на территории Европы.
На блеф Сергея Иванова незамедлительно ответил сенатор США Джон Маккейн (John McCain). Этот аризонец обвинил путинский режим в "ползучем заговоре" против российской демократии, а также в кампании по устрашению и восстановлению контроля над странами - от прибалтийских государств до Белоруссии, Грузии и Украины - которые благодаря нашей победе в "холодной войне" были освобождены от советского господства.
Конфронтация между Россией и НАТО назревала в течение года. В момент, когда Франция и Германия рассорились с остальной Европой и с США из-за войны в Ираке, Путин воспользовался отвлечением внимания всего мира, чтобы расправиться с внутренним инакомыслием и подорвать независимость своих соседей.
Первые публичные признаки американской озабоченности в связи со стремлением Путина к "присоединению соседних земель" появились в прошлом месяце, во время визита государственного секретаря США Колина Пауэлла (Colin Powell) в Грузию для участия в инаугурации ее новоизбранного президента Михаила Саакашвили. Этот визит подтвердил сильную поддержку Америки дела независимости Грузии. Вскоре в газете "Известия" появилась статья Пауэлла с необычайно острой критикой подавления Москвой средств массовой информации (СМИ).
Реакция Запада на новую агрессивность России проявилась также на прошлой неделе в Риге. Рывок прибалтийских государств к независимости в 1989 году стал первым признаком надвигавшегося распада Советского Союза. Предстоящее принятие в НАТО трех прибалтийских государств исправляет ужасающую несправедливость Гитлера-Сталина, однако раздражает Москву, которая разжигает недовольство среди этнических русских, переселенных в прибалтийские страны во времена Сталина.
В столице Латвии собрались представители стран Прибалтики и Скандинавии, чтобы заострить внимание правозащитников на внутренней демократической оппозиции таким тиранам, как Александр Лукашенко в Белоруссии и бывшие ка-гэ-бэшники, которые сегодня заправляют в Молдавии. Хотя Украина отказалась от ядерного оружия на своей территории и послала в Ирак 1700 своих военнослужащих, в лице Леонида Кучмы она имеет автократического правителя, который, как утверждают, намерен сфальсифицировать выборы осенью этого года. Маккейн по пути в Мюнхен возглавил делегацию США на вышеназванную встречу в Риге, где прослушал страдальческое выступление одной из лидеров белорусской оппозиции, муж которой "бесследно исчез".
На 40-й конференции в Мюнхене, посвященной обсуждению военных вопросов, Иванов обрушился на Запад с нападками, выбрав в качестве точки давления Договор об обычных вооруженных силах и вооружениях в Европе, который так никогда и не был подписан. В 1996 году, когда НАТО готовилась принять в свои ряды государства Восточной Европы, она вступила в формальные отношения с Россией и заверила ее, что никакие ядерные системы оружия и никакие "значительные боевые силы" не будут размещены вблизи российских границ. Тремя годами позже Россия в Стамбуле взяла на себя обязательства вывести свои войска из Грузии и Молдавии, чего она не сделала до сих пор.
"Мы приняли на себя эти обязательства в иных военно-политических условиях", - предостерег Иванов. Что касается Договора об обычных вооруженных силах и вооружениях в Европе, Иванов высказал предположение, что он, возможно, является таким же "пережитком "холодной войны", каким некоторое время назад был объявлен перед тем, как отправить его в мусорную корзину истории, Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО). Он уточнил высказанную Путиным угрозу: "Модифицированный Договор об обычных вооруженных силах и вооружениях в Европе, вполне возможно, ждет та же судьба, что и Договор по ПРО".
Сурово глядя на Маккейна, Иванов сказал: "Одним из главных приоритетов российской внешней политики являются наши отношения с ближайшими соседями... отношения с членами Содружества Независимых Государств (СНГ) никак нельзя считать характерным признаком "неоимпериализма" российского образца, как пытаются их обрисовать некоторые. Эти отношения обязательны для безопасности".
Маккейн - не Невиль Чемберлен (Neville Chamberlain). "При президенте Путине, - сказал он в ответном выступлении - Россия отказывается выполнять условия Договора об обычных вооруженных силах и вооружениях в Европе. Российские войска оккупируют части территории Грузии и Молдавии... Российские агенты добиваются, чтобы Украина вернулась в орбиту Москвы. Благодаря российской поддержке сохраняется последняя европейская диктатура в Белоруссии. А Москва... усиливает свой контроль над поставками энергоносителей в Латвию, чтобы давить на демократическое правительство в Риге". Далее Маккейн сказал, что "недемократическое поведение и угрозы суверенитету и свободе своих соседей не пойдут России на пользу, но приведут к ее исключению из сообщества западных демократий".
Сегодня, когда роль НАТО стала глобальной, нельзя забывать о ее первоначальном предназначении: сдерживать русского медведя.
Перевод с английского - ИноСМИ.
Оригинал статьи Putin’s "Creeping Coup" доступен на сайте The New York Times.