ГАЗЕТА: "Буряк там никому не нужен"
Владимир Путин убедил Украину, что Россия ей ближе, чем ЕС, - пишет Мария Молина в статье "Буряк там никому не нужен", опубликованной 26 апреля в российском издании "ГАЗЕТА".
В конце минувшей недели Владимир Путин и Леонид Кучма встретились в Крыму и обменялись ратификационными грамотами: с этого момента вступили в силу договоры о российско-украинской границе и о вхождении Украины в единое экономическое пространство (ЕЭП) СНГ. Обосновывая необходимость принятых решений, Кучма убеждал своих парламентариев в том, что Украина все равно еще долго не вступит в Евросоюз, а экономику развивать надо уже сейчас. Путин же добавил к этому, что ЕЭП позволит двум странам "не торговать только нефтью и буряком".
"Исторически мы родственники"
"Партнерство с Украиной - приоритет номер один", - заявил в пятницу Владимир Путин в Ливадийском дворце (Ялта), где в 1945 году союзники во Второй мировой войне делили карту мира. Теперь в Каминном зале бывшей царской резиденции в Крыму снова решалась судьба границ. На этот раз - российско-украинских.
По договору, ратифицированному на прошлой неделе, сухопутный рубеж уже делимитирован (т.е. нанесен на карту), а морской, по Азовскому морю, будет определяться отдельными соглашениями. До сих пор Владимир Путин, руководствуясь своим "приоритетом номер один", уступал Украине практически во всем. Вот и в последнем договоре Россия в итоге согласилась провести границу по Азовскому морю, хотя еще не так давно настаивала на том, чтобы воды были общими. Впрочем, вряд ли эта уступка была последней.
В Ливадийском дворце Владимир Путин заметно нервничал. У входа в Каминный зал он потоптался в нерешительности и даже пропустил вперед Кучму. Зато украинский президент выглядел довольным. "Сегодня состоялось одно из наиболее значимых событий в новейшей истории России и Украины, - заявил он. - Мы приблизились к решению ключевого момента - установлению государственной границы". Подумав, Путин, видимо, решил объяснить, зачем это было нужно: "Исторически мы родственники, и границы должны нас объединять". Впрочем, это, видимо, показалось ему недостаточным, и, повысив голос, президент заключил: "Россия сознательно идет на этот шаг".
Кого Путин хотел убедить в этом, было не совсем ясно. Спикер Госдумы Борис Грызлов, глава администрации президента Дмитрий Медведев и помощник президента по международным делам Сергей Приходько возражений и так не имели. По крайней мере, последний заявил ГАЗЕТЕ: "Россия только выигрывает от определения границы с Украиной. Представьте, что колхоз хочет получить инвестиции, а ему не дают, потому что неясно, где поля заканчиваются".
На форуме Кучме пришлось объяснять депутатам Рады, зачем Украине общее экономическое пространство со странами СНГ, если в приоритете у нее значится вступление в Евросоюз. "Думаю, секретов у нас нет, - поделился украинский президент, - мы должны работать над крупными технологическими проектами". Какие это проекты, пояснил уже Путин: "Надо строить дополнительный трубопровод по территории Украины". Тут Кучма заговорил было о "сложностях" процесса, но Путин перебил его: "Договор о ЕЭП - только основа, на которой мы будем делать что-то вроде экономической хартии взаимодействия". "Наш парламент же ратифицировал ЕЭП, - вдруг начал оправдываться Кучма, - и в этой части проблем не будет".
Тогда Путин уже более спокойно объяснил украинским депутатам, как быть с Евросоюзом. "У России и Украины одинаковые цели - занять достойное место в международном пространстве, то есть не торговать только нефтью и буряком". И добавил, подумав: "Тем более что буряк там никому не нужен". Кучма был более откровенен: "Полноправными членами ЕС в ближайшей перспективе мы не станем. Кто надеется на это - большой фантаст". И всплеснул руками: "Но мы же не можем ждать у моря погоды!"
"Поэтому, - добавил Путин, оглядев исподлобья депутатов, - у нас складывается эффективное приграничное сотрудничество с Украиной. Это мы с вами виноваты, что не смогли создать там условия для жизни".
Присутствовавшие на форуме депутаты российской Думы напомнили про принятый Национальным советом Украины по теле- и радиовещанию запрет на русскоязычное вещание.
"Мы будем развивать украинскую культуру в России и надеемся на взаимопонимание, - ответил на это Путин. - Рассчитываем на здравый смысл. Это внутреннее дело Украины, и я не хочу больше об этом распинаться".
Кучма намек понял и заявил, что решение Национального совета о запрете вещания на русском языке "не согласовано с законодательной и исполнительной властью". Правда, не уточнил, какой страны - Национальный совет напрямую подчиняется украинскому президенту.
У России 13 600 километров спорных границ
Государственная граница формируется в два этапа. Сначала ее проводят на карте (это делимитация), а потом устанавливают столбы и натягивают колючую проволоку (демаркация). Первый этап требует длительных переговоров, а второй - больших средств, так как обустройство 1 км границы стоит примерно 1 млн. долларов.
Границы России совпадают с границами РСФСР и в основном проходят по воде. При этом 13,6 тысячи километров российских границ не только не оборудованы, но и не делимитированы, то есть остаются спорными. До сих пор у России нет договоров о делимитации со странами Прибалтики, с Азербайджаном и Грузией. Нет также морской границы с Японией и США.
Кроме того, Россия спорит с Норвегией по вопросу границы континентального шельфа. Эстония в свою очередь претендует на Кингисеппский район Ленинградской области, а также требует изменения границ согласно Тартускому договору 1920 года, по которому Изборск и Печоры были признаны эстонской территорией. Латвия заявляет свои права на Пыталовский район Псковской области. На новых картах, выпущенных в Латвийской Республике, эта территория России (бывший Абренский уезд Латвии с 1920 по 1944 год) фигурирует как составная часть Латвии. Япония считает своими принадлежащие России острова Курильской гряды Кунашир, Шикотан, Итуруп, Уруп и называет спорными острова Малой Курильской гряды (Танфильева, Анучина, Полонского, Зеленый и Юрий), а также Южный Сахалин.