The New York Times: Послание Медведева

21 августа 2009, 17:00
💬 0
👁 16

У российского президента Дмитрия Медведева август был весьма насыщенным, пишут Юджин Румер и Дэвид Крамер в The New York Times.

8 августа он встретился с российскими военнослужащими, которые год назад, согласно сообщению на кремлевском вебсайте, отразили "агрессию Грузии против Южной Осетии".

10 августа он представил в Думу законопроект, который даст ему возможность направлять российские войска за границу для защиты граждан России и предотвращения агрессии против другого государства.

11 августа он написал письмо украинскому президенту Виктору Ющенко, в котором объявил о своем решении отложить на неопределенный срок прибытие нового российского посла на Украину. Медведев объяснил свое решение антироссийской политикой Ющенко. Он также намекнул, что может отменить его после январских выборов президента на Украине, когда у страны будет "новое политическое руководство".

Мало что может так поднять шансы Ющенко, который идет на перевыборы, имея рейтинг поддержки всего в три процента, как атака со стороны Кремля. Но, видимо, цель Медведева заключалась не в этом. В письме содержится зловещее предупреждение, которое говорит о намерении России и дальше ухудшать отношения, и без того напряженные после январского спора с отключением газа.

Мало что может так поднять шансы Ющенко, который идет на перевыборы, имея рейтинг поддержки всего в три процента, как атака со стороны Кремля.

Перечень медведевских претензий по поводу политики Киева включает буквально все аспекты российско-украинских отношений. Правительство Ющенко поддержало в прошлом году Грузию во время войны с Россией и поставляло ей оружие. Киев мешает нормальной деятельности российского Черноморского флота, базирующегося в Севастополе. Он срывал поставки российского природного газа в Европу. Он использовал жупел российской угрозы в попытке добиться членства в НАТО. Он плохо обращается с российскими инвесторами. Он занимается ревизией истории и героизацией пособников нацистов. Он даже попытался сорвать визит российского Патриарха на Украину.

Эти проступки настолько серьезны, что в письме Медведева практически нет места попытке снижения напряженности. Если письмо российского президента является "просто" попыткой вмешательства во внутренние политические дела Украины, то такое происходит не впервые. Во время президентских выборов 2004 года, которые предшествовали украинской "оранжевой революции", Кремль активно вмешивался в предвыборную кампанию на стороне оппонента Ющенко Виктора Януковича. Но такое вмешательство Москвы дало обратный результат, и Ющенко стал общенациональным демократическим лидером, который пришел к победе, в том числе, и на волне широкого недовольства действиями России.

Отношения между двумя странами настолько плохи, и длится это уже настолько долго, что все уже привыкли к гневным обменам упреками между двумя столицами. В этом плане ситуация напоминает российско-грузинские отношения накануне прошлогодней войны.

Но что, если послание Медведева это не просто повтор 2004 года? Отношения между двумя странами настолько плохи, и длится это уже настолько долго, что все уже привыкли к гневным обменам упреками между двумя столицами. В этом плане ситуация напоминает российско-грузинские отношения накануне прошлогодней войны. Отношения между Москвой и Тбилиси были настолько плохи, и длилось это так долго, а признаки усиления напряженности стали настолько неотъемлемой частью российско-грузинских отношений, что начавшаяся война застала врасплох даже самых внимательных наблюдателей.

Кто мог предсказать, что крошечная грузинская армия может начать войну с российской военной машиной? А Россия, согласно общепринятой точке зрения, не должна была напасть на Грузию, опасаясь навредить своим отношениям с Западом.

Может быть, письмо Медведева является признаком того, что российское терпение в отношении Украины иссякло, что Россия готовится предпринять решительные действия - например, потребовать вернуть ей Крымский полуостров с его преобладающим русским населением?

Может быть, письмо Медведева является признаком того, что российское терпение в отношении Украины иссякло, что Россия готовится предпринять решительные действия - например, потребовать вернуть ей Крымский полуостров с его преобладающим русским населением?

Общепринятая точка зрения состоит в том, что подобный шаг нанесет непоправимый урон отношениям России с Европой и Соединенными Штатами. Кроме того, согласно общепринятой точке зрения, предложенный Медведевым законопроект об использовании российских войск за пределами страны является рутинным законодательным актом, предназначенным для ликвидации прорех в действующем российском законодательстве. Ведь Россия действовала против Грузии, не имея такого закона.

Общепринятая точка зрения также заключается в том, что российские лидеры не настолько легкомысленны, чтобы применить военную силу в Крыму, где этнические русские, согласно приходящим оттуда сообщениям, получают российские паспорта, и где на военно-морской базе в Севастополе служат российские моряки. Кроме того, согласно общепринятой точке зрения, Украина может создать гораздо больше проблем для российских военных, чем Грузия, и это еще один сдерживающий фактор.

Общепринятая точка зрения успокаивает. Но расчет на нее может привести к непредсказуемым результатам, что продемонстрировала прошлогодняя российско-грузинская война. Письмо Медведева к украинскому лидеру это повод заняться нетрадиционными размышлениями о том, каковы истинные причины данного послания. Оно дает возможность напрячь наше коллективное воображение и выработать такой курс действий, который укрепит нашу веру в общепринятую точку зрения.

Оригинал статьи: Medvedev's Message

Перевод с английского ИноСМИ

ТЕГИ: Ющенко Украина-Россия Медведев