Русский журнал: Почему русские Галиции опасаются победы Ющенко?
"Проблема защиты гражданских прав и свобод русского населения на Западной Украине по-прежнему, к сожалению, крайне злободневна. Русское общество им. А.С. Пушкина, которое работает в специфических условиях Галиции, является форпостом защиты интересов русского мира на земле этого старинного древнерусского княжества", - пишет Олег Лютиков, "Русский журнал", Россия.
Русское общество объединяет русских и других граждан, для которых родным и наиболее культурно значимым является русский язык. При этом надо учесть, что только во Львове, по данным переписи 1988 г., проживало 200 тысяч русскоязычных горожан, в том числе 124 тысячи русских. Конечно, в 90-е годы, в результате мощного всплеска галицийского национализма, численность русского населения сократилась. Но даже если верить данным переписи 2001 года, объективность результатов которой очень многими на Украине ставится под сомнение, во Львове и теперь проживает 90 тысяч русских.
Общественно-политические процессы в Галиции характеризуются, с одной стороны, тяжелейшей экономической ситуацией - после распада СССР знаменитая некогда электронная промышленность края не функционирует. Каждый второй житель Львовщины безработный или подрабатывает в России на стройках.
С другой стороны, политическая ситуация Галиции по-прежнему определяется национал-радикалами. Парадокс этой ситуации - антирусская пропаганда все больше дает сбои на бытовом уровне.
Жители Галиции в подавляющем большинстве читают книги на русском языке, смотрят российское TV. Но при этом сохраняется и большое влияние национализма как идеологии, стратегического курса, - по данным опросов общественного мнения Западная Украина в подавляющем большинстве будет голосовать за разношерстную компанию прозападных либералов и отчаянных национал-радикалов под знаменами Виктора Ющенко. И это создает существенную угрозу не только долгосрочным перспективам российско-украинских отношений. Это и постоянный устойчиво негативный облик Западной Украины в российской прессе и в российском обществе, что означает и отсутствие российских инвестиций в Галиции, и отсутствие российских туристов на улицах Львова и других городов края.
Туризм и курортный бизнес, которые, по правде говоря, могли бы стать единственным значимым источником финансового благосостояния Галиции, никогда не будут развиваться там, где путешественнику угрожает опасность преследования по этническим мотивам.
В этой ситуации главными задачами Русского общества по-прежнему являются сохранение и развитие русской культуры, защита русского языка в условиях иноязычной среды, всяческая поддержка Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата). Но нельзя забывать и того, что Русское общество в описанной нами общественно-политической ситуации должно максимально содействовать гармонизации межнациональных отношений.
Нельзя предавать историю забвению - Львов на всем протяжении своего существования был крупным восточноевропейским центром межэтнических связей, настоящим космополитическим мегаполисом.
При австрийском владычестве в городе жили украинцы, немцы, поляки, русские, евреи, чехи, венгры.
Во Львове с момента основания города существовала армянская община с епископской кафедрой, которая является одной из старейших для Армянской Апостольской церкви в Европе.
Деятельность же местных "ультра", активно поддерживающих Виктора Ющенко, направленная в конечном итоге на моноэтническую и моноконфессиональную Галицию, не только несет угрозу диалогу русского и украинского народов, - она грозит расколом Украины на несколько враждующих государств...
Именно поэтому налаживание и активное стимулирование цивилизованного русско-украинского общественно-политического диалога не менее важно для Русского культурного центра во Львове, чем собственно культурная, просветительская деятельность.
В Центре все чаще проводятся мероприятия, посвященные деятелям не только русской, но и братской украинской культуры, и это очень хороший знак, знак надежды на лучшее будущее.
Свои помещения Центр гостеприимно предоставляет также и своим друзьям из белорусского, греческого, литовского, польского, татарского и других национально-культурных обществ.
Но деятельность Русского общества им. А.C Пушкина не ограничивается зданием Русского культурного центра. Его активисты ценою немыслимых усилий сумели отбить в первой половине 90-х годов атаку националистов "первого призыва", засевших тогда в органах власти.
На волне правового нигилизма последние добились полного прекращения изучения русского языка в школах с украинским языком обучения и стремились закрыть все школы с русским языком. Из двадцати четырех русскоязычных школ нам удалось отстоять пять.
Еще несколько школ имеют ныне как классы с русским языком, так и классы с украинским языком обучения. Для того чтобы добиться такого результата, Русскому обществу пришлось проявить определенную настойчивость. Используя разнообразные формы и методы: переговоры и пикетирование, разбивку палаточного городка и даже голодовку, собрания, письменные и устные обращения в органы власти Украины и России, к общественности, в СМИ, - ему удалось добиться успеха.
О том, что это действительно успех, свидетельствует хотя бы то, что в соседних Ровенской и Волынских областях нет ни одной школы с русским языком обучения...
В Тернопольской области - одна смешанная школа с русскими и украинскими классами, а в Ивано-Франковской - школа с русскими и польскими классами. Даже в преимущественно русскоязычном Киеве (согласно последней переписи, из 2,6 млн. его жителей только русских в нем 337 тысяч), городе, который по численности в три с лишним раза превышает Львов, имеется лишь 8 школ с русским языком обучения и еще несколько смешанных школ.
Особую тревогу вызывает у Русского культурного центра состояние захоронений русских воинов Первой мировой войны и советских воинов Великой Отечественной. Отсюда и забота о могилах Воинского мемориала и Холма славы во Львове.
Ныне на Холме Славы Центр завершает капитальный ремонт и реставрацию могильного памятника русским воинам, сражавшихся в Галиции в 1914-1915 гг., и в этом ему содействует Правительство Москвы и Генеральное консульство России во Львове. На очереди - участие в очень трудоемких, требующих значительных финансовых затрат реставрационных работах на мемориале советским воинам.
До какой дикости могут дойти национал-радикалы, если доберутся к власти во всеукраинских масштабах, свидетельствует история вокруг культурного наследия великого русского подвижника - первопечатника Ивана Федорова.
Совсем недавно Центру удалось изготовить и установить бронзовую мемориальную доску первопечатнику Ивану Федорову во львовском Свято-Онуфриевском монастыре, в котором он был похоронен в 1583 году.
В начале 90-х годов предшественница этой доски была "изгнана" со своего законного места - из монастыря, переданного тогда Греко-католической церкви. Пострадали и ценнейшие экспонаты Музея Ивана Федорова.
Но самое страшное не это. К сожалению, все описанное нами представляет собой довольно обычный уровень поведенческой культуры врагов цивилизованного сосуществования русских и украинцев.
А дикость ситуации состоит в следующем. Только вдумайтесь - останки знаменитого первопечатника, хотя и трудно поверить в это, уже более десяти лет находятся в сейфе у директора Музея старинной украинской книги!
Мы поставили задачу добиться захоронения праха Ивана Федорова. Когда будет выполнена эта задача, мы не знаем. Ведь она имеет еще и политическую сторону. Хотелось бы, чтобы этот вопрос стал в число первоочередных задач, стоящих перед правительствами как России, так и Украины. При кажущейся "незлободневности", это тема по своему символическому значению находится в числе ключевых парадигм, определяющих уровень русско-украинского диалога.
Многое остается пока недостижимым. Уже много лет Русский центр безуспешно поддерживает архиепископа львовского и галицкого Августина в попытках добиться у городского совета выделения земельного участка для строительства храма Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата). Участки выделяются всем конфессиям, кроме УПЦ МП.
Нет никаких изменений и в попытках Русского центра способствовать восстановлению имен Пушкина и Лермонтова в названиях улиц Львова. После гибели генерала Дудаева его фамилия сменила Лермонтова в названии одной из центральных улиц города. Тогда же имя Пушкина на городской карте было заменено на один из псевдонимов главнокомандующего Украинской повстанческой армии, чей сын ныне является членом горисполкома.
Наши многочисленные просьбы и требования, направленные в горсовет, о возврате улицам Львова имен гениев, принадлежащих не только русской, но и мировой культуре, пока остаются без ответа.
Русское общество Львова, оставаясь внепартийной организацией (партийная деятельность внутри Общества запрещена Уставом), объединяет в своих рядах как беспартийных, так и представителей ряда партий, людей различных политических убеждений - от левых до правых.
Ближе всех по позициям к Обществу находится Всеукраинская общественная организация "Русское Движение Украины". В 1999 г. Общество было одним из активных участников в создании Русского Движения Украины, а затем стал его коллективным членом. Фактически, процесс консолидации русских не только во Львове, не только на Западной Украине, но и по всей Украине начался именно во Львове.
Здесь с весны 1993 года Центр содействовал созданию Русской общины Львовской области. Здесь с весны 1994 года формировался Конгресс русских общин и организаций западных областей Украины. Здесь же в 1996 году Конгресс трансформировался в Конфедерацию русских общин и организаций западных областей Украины. И наконец, отсюда в 1999 г. ушла на восток Украины идея создать мощную всеукраинскую общественную организацию - Русское Движение Украины, которая ныне является наиболее действенной, наиболее структурированной, наиболее консолидированной организацией Украины, работающей на объединение, защиту и развитие Русского Мира и шире - восточнославянской цивилизации в целом.
Чувство, что русские люди, созидающие Львовский Центр, не одни, что есть в мире люди, которые понимают его деятельность, поддерживают нас добрым словом, добрым делом, помогает выстоять даже в самых тяжелых условиях, помогает делать доброе, полезное для всех людей русской культуры дело.