Корреспондент: Девушка с голосом. Эксклюзивное интервью певицы Джамалы
Певица Джамала, проигравшая национальный отбор Евровидения и выигравшая по количеству почитателей, - о своем поражении, украинской музыке, отказе переехать в Америку и любви к путешествиям
Колоритная внешность, эмоциональность на грани экзальтации и голос, способный раскалывать бокалы, - такой знает публика Джамалу, одну из самых стильных и одаренных певиц страны.
Но на интервью с Корреспондентом пришел совершенно другой человек - спокойный и уравновешенный, скромно одетый. Сусана Джамаладинова (настоящее имя певицы) не опоздала ни на секунду и, даже не взглянув в зеркало на растрепавшиеся на ветру волосы, сразу перешла к разговору.
Впрочем, все же это была Джамала: артистка часто улыбалась, смеялась и пела - поет она, кажется, постоянно, умудряясь превратить в вокализ даже благодарность за стакан воды.
Впервые этот голос громко прозвучал на Международном конкурсе молодых исполнителей Новая волна - 2009 в Юрмале (Латвия), где Джамала получила Гран-при, заставив зал аплодировать стоя и подняв с кресла даже экс-примадонну российской эстрады Аллу Пугачеву.
Затем был насыщенный концертный год, когда с ее авторской музыкой на стыке джаза, соула, world music и ритм-н-блюза познакомились не только страны бывшего СССР, но и дальнее зарубежье.
Поет она, кажется, постоянно, умудряясь превратить в вокализ даже благодарность за стакан воды.
Вокальный талант выпускницы консерватории и бывшей оперной певицы в комплексе с запоминающейся внешностью и эмоциональной манерой исполнения многим пришелся по вкусу. И после ее решения принимать участие в национальном отборочном конкурсе Евровидение многие решили, что уже понятно, кто будет представлять Украину на главном европейском смотре поп-музыки.
Джамала лидировала с большим отрывом по количеству sms с отдельных телефонов и по количеству интернет-голосов с оригинальных IP-адресов. Но правила украинского отбора позволяют учитывать все голоса и sms, посланные с одного телефона или одного компьютера. В результате победила Мика Ньютон.
Разгорелся скандал, и Корреспондент прежде всего поинтересовался, что Джамала думает по этому поводу.
- Расстроились, что не едете на Евровидение? Или считаете, что так правильно?
- Безусловно, правильно. В жизни ничего не бывает случайного. Значит, не надо мне туда ехать в этом году. Обидно, конечно, но не столько за себя, сколько за людей. Они это восприняли на свой счет, как будто их на конкурс не пустили. И вот это, я думаю, и была победа.
Хотелось бы, конечно, чтобы моя музыка шла дальше, в Европу. Но ничего. Есть другие способы. Не Евровидением единым! (Улыбается.)
- В прошлом году Вы много путешествовали. Расскажите о городе, который произвел на Вас наибольшее впечатление.
- Каждый из них! Амстердам поразил архитектурой, тюльпанами, вечно улыбающимися людьми и вкусной едой. Лос-Анджелес - берегом океана, невиданными деревьями и джаз-клубом. Я не знала, что район, в котором находится клуб, - афроамериканский. И когда зашла, было секундное замешательство. (Смеется.) А потом! Такое ощущение, будто я попала в фильм: улыбки, биг-мамы в шикарных вечерних платьях, мужчины в белых костюмах и шляпах… К тому же мне удалось с ними попеть.
Потом Турция, Стамбул, очень разный по стилистике: тут тебе Европа, тут - Восток. В Лондоне главное, что меня поразило, - насколько люди свободны, в том числе в самовыражении. А в джаз-клубе в Сохо, куда я попала, в понедельник вечером было всего одно свободное место - дай бог, чтобы у нас было так же.
Дубай вообще выглядит как отдельная цивилизация. Огромные здания, каждое не похоже на другое. И настолько все технологично! Я не знала, как подойти к кранам [в отеле], что им сказать: "Алло", "Я буду мыть руки"? (Смеется.)
Там любят все современное, модное. Но при этом, что мне нравится, у них также всегда будут какие-то сундучки с орнаментом, ковры, кувшинчики - как будто остались еще от бедуинов.
- Вы верующая мусульманка. Когда выступали на Востоке, местная публика как Вас принимала? Все-таки традиционное общество - и женщина в откровенном концертном наряде…
- Восточные страны меня воспринимают как свою. Да и в моих концертных платьях всегда нормирована глубина декольте и длина юбки, перебора я не люблю сама. Я чувствую дискомфорт, когда люди, в частности мужская публика, не слышат, а смотрят на меня. То есть, безусловно, на меня смотрят, это нормально. Но когда я чувствую, что меня "пожирают глазами", я говорю: "Нет, все, я это платье не надену".
- А в Лос-Анджелесе чем занимались?
- Встречалась с Уолтером Афанасьевым [известным американским продюсером и автором песен, в частности хита из фильма Титаник My Heart Will Go on], у него своя продюсерская фирма. Было предложение от него - переехать в Америку.
Это было очень заманчивое предложение, у меня были сомнения. Но всегда есть выбор, и я его сделала. У меня планировалась запись альбома, и я понимала, как будет сложно [совмещать]. К тому же я опасалась утратить индивидуальность. Уолтер делал потрясающие альбомы для Мэрайи Кэри и Уитни Хьюстон, он хороший автор музыки, но я не была уверена, что он не перекроет мне воздух. Америка, думаю, еще будет - в будущем.
- Расскажите о новом альбоме - чем он примечателен?
- Он полностью сделан в Украине. Музыка написана мной, слова песен - украинской поэтессой, которая пишет на английском, музыканты все живут здесь, все играли вживую, украинский же аранжировщик. С этой точки зрения я как никто другой "підтримую вітчизняного виробника". (Улыбается.)
На диске 11 авторских песен, 12-я - крымско-татарская народная песня, которую я посвятила своей бабушке и всему крымско-татарском народу. Бонус-трек - песни с Новой волны и [песня] Smile.
- Вы сами часто улыбаетесь, вот и песня у Вас называется Smile. Похоже, Вы из тех немногих, кто верит, что при помощи улыбки можно решить все проблемы?
- Я даже проводила эксперимент в Европе: шла, улыбалась и смотрела, сколько людей мне улыбнется в ответ. Все улыбались! А здесь меньше. И знаете, есть какие-то такие непрошибаемые лица… Но даже ради этих людей стоит петь такие песни! (Смеется.)
Вы думаете, мне не бывает грустно или я не плачу? Плачу. Но это не значит "натяните улыбку", нет. Это скорее просьба: даже сквозь слезы, люди, улыбнитесь. Ведь это настолько просто - улыбаться, тем самым заряжая себя.
***
Этот материал опубликован в №11 журнала Корреспондент от 25 марта 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.