МАК: Диспетчеры не могли спровоцировать катастрофу под Смоленском, пилоты допустили типичную ошибку
Сегодня на пресс-конференции Межгосударственный авиационный комитет заявил о том, что экипаж самолета Ту-154 польского президента, разбившегося 10 апреля 2010 года, принял решение садиться в Смоленске, после чего допустил ошибку в управлении. При этом МАК не видит вины диспетчеров аэропорта.
"Они приняли решение садиться, поэтому они не ушли на второй круг", - сказал глава технической комиссии МАК Алексей Морозов, комментируя выводы польской правительственной комиссии.
В польском итоговом докладе по катастрофе говорится, что одной из причин катастрофы стал поздний уход пилота на второй круг.
"Есть четкая команда КВС: Заходим на посадку. Это первое. Второе. Экипаж обсудил с помощью коллег Як-40 нижнюю границу облаков - они определили ее в 50 метров", - сказал Морозов.
С пилотами Як-40 экипаж президентского самолета обсуждал погоду и ситуацию в аэропорту Смоленска.
По словам Морозова, если бы экипаж Ту-154 собирался уходить на второй круг, они должны были это решить на высоте 200 метров.
МАК: Когда второй пилот попытался после срабатывания радиовысотомера уйти на
второй круг, он даже не отключил автопилот
"Они должны были бы уйти на второй круг при срабатывании сигнализации TAWS. Они должны бы уйти на второй круг при достижении высоты сто метров над уровнем аэродрома. Когда второй пилот попытался после срабатывания радиовысотомера уйти на второй круг, он даже не отключил автопилот - то есть, отклонение штурвала было столь незначительно, что автопилот не был отключен. При этом штурман, согласно технологии выполнения посадки, подчеркиваю - посадки, продолжал диктовать высоту через каждые десять метров", - отметил председатель Технической комиссии.
По его словам, кнопка быстрого отключения автопилота не была использована даже когда экипажем были предприняты действия по избежанию столкновения с препятствием, что является основным способом ухода на второй круг.
Ссылаясь на проведенные экспертизы, опыт предыдущей работы по анализу подобных, аналогичных происшествий, а также мнение привлеченных экспертов, Морозов заявил: "Мы уверены, что экипаж собирался совершить посадку на данном, конкретном аэродроме".
Как отметили представители МАК, польские пилоты визуально искали землю, а когда неожиданно близко увидели ее, начали тянуть штурвал на себя, не отключив автопилот, и только пересиливанием отключили автопилот.
Это типовая ошибка, и ее подробно разбирали в ИКАО, отметили представители МАК.
В то же время, по словам Морозова, МАК не видит вины диспетчеров аэропорта Смоленска в катастрофе.
"Независимой группой экспертов была проведена полностью оценка действий группы руководства полетами. Все отклонения, которые были в действиях, указаны, но опять же - данные отклонения никаким образом, по заключению как экспертов, так и технической комиссии, на причины авиационного происшествия... никаким образом та информация, которую давал руководитель зоны посадки, повлиять не могла", - сказал он на пресс-конференции в Москве.
Морозов добавил, что диспетчеры, включая руководителя зоны посадки, который был незадолго до катастрофы переведен в Смоленск из Твери, обладали необходимой квалификацией для управления полетами в зоне своей ответственности.
"Точно так же как мы внимательно анализировали подготовку экипажа, точно так же внимательно мы анализировали подготовку группы руководства полетами. Руководитель полетов был местным специалистом с огромным опытом работы, и он достаточно давно работал на данном аэродроме. Я думаю, что тут вопросов нет", - сказал глава комиссии МАК.
Морозов признал, что практических проверок при смене аэродрома руководитель зоны посадки не проходил, но они и не требуются действующими документами.
"По нормам подготовки лиц группы руководства полетами проверки практические при смене аэродрома не предусмотрены. Они предусмотрены, когда на аэродроме стоит другое оборудование. На аэродроме стояло точно такое же оборудование, с которым диспетчер работал постоянно", - пояснил глава комиссии.
Самолет польского президента Леха Качиньского Ту-154 разбился под Смоленском утром 10 апреля 2010 года. При посадке он зацепился за верхушки деревьев в условиях плохой видимости из-за сильного тумана. Погибли все 96 человек, находившиеся на борту, - 88 пассажиров, в том числе президент Лех Качиньский, и восемь членов экипажа.
Польская сторона в своем докладе отметила ранее, что российский диспетчер в Смоленске давал неправильные команды экипажу самолета президента Польши. "Диспетчер давал ошибочные указания", - констатировали авторы документа. Они также утверждают, что диспетчер, который отвечал за зону посадки 10 апреля 2010 года, имел слишком мало практики. "Это был его второй рейс за 12 месяцев, он давал ошибочные команды экипажу", - заявили эксперты-члены комиссии на пресс-конференции в Варшаве.
Сегодня МАК заявил о конфликте интересов членов польской комиссии по расследованию причин катастрофы самолета Ту-154 под Смоленском. По мнению МАК, часть экспертов совмещала работу в технической и следственной комиссиях, что недопустимо для независимого расследования.
Ранее представитель самой популярной в Польше оппозиционной партии Право и справедливость Антоний Мачеревич, который возглавляет специально созданную для расследования причин Смоленской катастрофы группу депутатов в польском Сейме, обвинил российскую сторону в дезинформации и фальсификациях.