Православные и греко-католики празднуют Яблочный Спас
19 августа, православные и греко-католики отмечают праздник Преображения Господня, в народе именуемый Яблочным Спасом.
Праздничные богослужения проходят в храмах, после чего духовенство в соответствии с древней традицией совершает освящение плодов.
Традиция освящения фруктов нового урожая, в первую очередь яблок, берет свое начало еще с апостольских времен и напрямую связана с самим смыслом праздника. Преображение показывает то новое, благодатное состояние природы и человека, которое становится возможным благодаря воскресению Спасителя. Созревшие плоды, которые священник в храме кропит святой водой, символизируют всю природу, ждущую обновления и спасения от греха.
Сегодняшний праздник напоминает о Преображении Иисуса Христа на горе Фавор - событии, случившемся за 40 дней до распятия Спасителя. Три апостола - Иоанн, Иаков и Петр - увидели величие и славу Христа: как говорится в Евангелиях, лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды - блистающими, как снег.
Преображение открыло ученикам Христа, а через них и всему миру, Божественную природу Спасителя.
Праздник был установлен в IV веке, когда святая равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. С V столетия празднование этого дня получило повсеместное распространение на христианском Востоке.
Праздник Преображения относится к числу самых значимых (двунадесятых) церковных праздников. В этот день в храмах совершается торжественная литургия и поется канон, рассказывающий о величии произошедшего.
Священники надевают белые облачения, которые символизируют Божественный свет, исходивший от Христа на горе Фавор, а после службы освящают святой водой плоды нового урожая.
Обычай освящать плоды восходит к VIII веку. Он был приурочен к празднику Преображения, поскольку к этому времени на востоке поспевали плоды, самыми важными из которых считались колосья и виноград, используемые в богослужении. На Руси к августу виноград поспевал не везде, а потому был заменен на яблоки, отсюда пошло и второе, народное, название праздника - Яблочный Спас.
В этот день на Руси было принято раздавать освященные плоды бедным и больным, а до освящения есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов, не полагалось.
Однако главное в этот праздник, как подчеркивают в Церкви, не освятить яблоки, а принять участие в Божественной литургии и осознать истинный смысл Преображения Спасителя.