Прощай, портвейн. Письмо из Португалии
Португальцы отказались от своего фирменного напитка - пусть портвейн пьют туристы. Новая фишка страны - легкое белое вино из неспелого винограда, первоклассный компаньон для морепродуктов, - пишет заместитель главного редактора журнала Корреспондент Анна Мороз в рубрике Письмо из…в №44 журнала Корреспондент от 11 ноября 2011 года.
Для того чтобы отправиться в Португалию, есть как минимум три причины. Во-первых, это хоть и Европа, но вполне экзотическая, которой есть чем удивить опытного путешественника. Во-вторых, страну омывает океан - это особенно важно для тех, кто собирает не магниты на холодильник, а собственные впечатления, в том числе от заплывов в водоемах мира. И в-третьих, Португалия - страна солнечная, 330 дней в году на небе - ни облачка. А снег, к примеру, в городе Фаро на португальском юге в последний раз падал полвека назад. Хотя впечатление произвел: о нем по сей день рассказывает старшее поколение.
Итак, если вы отправитесь в Португалию не раньше середины апреля и не позже начала октября, отличный пляжный отдых вам гарантирован. В то же самое время, как, впрочем, и круглый год, здесь можно осматривать замки тамплиеров (знаменитый орден был организован именно в Португалии), древние крепости и храмы, гулять по Порто или Лиссабону и пить отличное местное вино.
Если вы отправитесь в Португалию не раньше середины апреля и не позже начала октября, отличный пляжный отдых вам гарантирован
Кстати о вине: португальцы давно отдали свой фирменный напиток портвейн туристам, а сами предпочитают сухие вина. Лидером местного виноделия считается Vinho Verde - зеленое вино из неспелого винограда, произрастающего в определенном регионе на северо-западе страны. Казалось бы, напиток должен быть сродни уксусу, но нет: португальское солнце, океанский бриз и мастерство виноделов создают легкое белое вино, способное составить идеальную компанию морепродуктам.
Дары моря - берите выше, океана - отдельная португальская история. Особая национальная гордость - катаплана, фирменное блюдо из обитателей морских глубин. Их тушат на блестящей медной сковороде - привет от порабощавших средневековую Португалию мавров.
Местные историки на них, пришельцев из Северной Африки, не в обиде: мавры оказались политкорректными завоевателями: ислам особо не насаждали, развивали науки и учили "диких" европейцев своим архитектурным премудростям. Сегодня по всей Португалии из крыш торчат длинные тонкие трубы, идущие от специальных арабских печурок, способных накормить большую семью, согреть дом в холода, а в жару создать вентиляцию.
Португальское солнце, океанский бриз и мастерство виноделов создают легкое белое вино, способное составить идеальную компанию морепродуктам
Государству с правителями, как правило, везло: в большинстве своем это были неагрессивные добропорядочные либералы, способные на преступления разве что во имя любви - так утверждают легенды. Хотя звали их с нашей точки зрения не слишком царственно: королями становились зачастую Альфонсы и доны Педро.
Достался Португалии и один диктатор - так еще совсем недавно называли Антониу Салазара, возглавлявшего страну в середине ХХ века. Теперь его сограждане признают, что при многих неоднозначных шагах, именно благодаря Салазару страна избежала участия во Второй мировой войне, а затем вступила в НАТО в год его создания.
И то и другое спасло Португалию от многих бед, которые пережили другие государства Европы.
Однако сегодня она не пребывает на вершине успеха: родина потомственных рыбаков и виноделов, которая могла накормить полмира апельсинами и рыбой, фактически распрощалась со своими сельским хозяйством, пищевой промышленностью и рыболовным промыслом. Тому виной - квоты на собственное производство, полученные Португалией от Евросоюза.
Государству с правителями, как правило, везло: в большинстве своем это были неагрессивные добропорядочные либералы, способные на преступления разве что во имя любви
То, что произошло с португальской экономикой, по сей день - причина бурных споров: многие винят в произошедшем руководство ЕС, предоставившее более комфортные экономические условия для европейских локомотивов - Германии и Франции. Достается и португальскому истеблишменту, не сумевшему отстоять интересы страны. Хотя вместо земледелия и рыболовства Португалия получила от ЕС общеевропейскую альтернативную энергетику, гуманно настроенную по отношению к окружающей среде, но фактически не создающую новых рабочих мест.
Теперь те португальцы, кто знает о европейских надеждах Украины, твердят: вы не должны повторять наших ошибок. Евросоюз — это отлично, но при выгодных для вас квотах и широких рынках сбыта.
А пока душистые португальские апельсины осыпаются на землю, а верткая рыба резвится в океане - португальцы ловят ее разве что для себя и туристов.
Родина потомственных рыбаков и виноделов, которая могла накормить полмира апельсинами и рыбой, фактически распрощалась со своими сельским хозяйством, пищевой промышленностью и рыболовным промыслом
Туризм - именно то, на что нынче ставит страна, туго затягивающая пояса в кризис. Пока сюда едут только британцы с голландцами. Зато на юге, где они обычно отдыхают, летом не хватает рабочих рук.
Среди тех, кто трудится в туристической сфере, - немало украинцев. Большая часть соотечественников, с которыми мне удалось говорить, приехали в Португалию лет десять назад. Тогда в страну хлынули те, кто понял, что ждать счастливого будущего на родине бессмысленно.
Большинство из них уже имеет стабильный доход, свободно говорит по-португальски и чувствует себя вполне счастливыми. Не зря до последнего времени Португалия считалась лучшей страной Европы для адаптации эмигрантов. Хотя теперь, когда правительство усиленно сокращает социальные расходы, этот статус она может потерять.
Так или иначе, но здесь не стоит громко произносить по-украински или по-русски не предназначенное для чужих ушей - в некоторых городах украинцы составляют до 10% населения, а ведь есть еще россияне, молдаване и немного белорусов.
До последнего времени Португалия считалась лучшей страной Европы для адаптации эмигрантов
Среди тех, кто приезжает в Португалию не работать, а отдыхать, украинцев пока мало. Хотя в местной Конча-Заспе – курортной зоне рядом с Альбуфейро на юге страны - по соседству с домами Мадонны и Гарри Каспарова стоят особняки двух украинских депутатов. Их имена мне узнать не удалось.
К приезжим небогатым труженикам из Восточной Европы португальцы относятся не высокомерно, а с пониманием - вообще статус и сопутствующая ему роскошь в их жизни играют ничтожную роль. Может быть, потому, что сами они отлично понимают трудовых эмигрантов: согласно местной статистике, около 1 млн португальцев работает за рубежом.
***
Этот материал опубликован в №44 журнала Корреспондент от 11 ноября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.