В Казахстане бастующих нефтяников поддержали шахтеры
К продолжающейся уже больше полугода забастовке нефтяников на западе Казахстана присоединились шахтёры. По неофициальным данным, общее число бастующих достигает нескольких тысяч.
К продолжающейся уже больше полугода забастовке нефтяников на западе Казахстана присоединились карагандинские шахтеры. По неофициальным данным, общее число бастующих достигает нескольких тысяч.
Поддержку нефтяникам выражают горняки пяти шахт. Рабочие требуют улучшения условий труда и выплат дополнительных компенсаций за вредность производства. Шахтеры карагандинского региона такие требования выдвигали намного раньше нефтяников, и теперь вновь готовы напомнить о себе.
В 2006 году, когда на шахте имени В.И.Ленина во время взрыва метана погиб 41 человек, и в 2008-м после гибели 30 горняков в Карагандинской области, казахстанские шахтеры проводили массовые акции протеста. Требования в основном касались улучшения условий труда и повышения заработной платы.
По словам члена общественного объединения "Шахтерская семья" Андрея Цуканова, их требования частично были выполнены.
"Шахтерам тогда подняли зарплату почти в три раза но, правда, затем ее под разным предлогом сократили. Но все равно выходило больше, чем это было прежде. Часть систем безопасности и старое оборудование были заменены, но не везде. Горняки по прежнему подвергаются высокому риску. По сути, шахтеры, как и нефтяники, практически бесправны", - рассказал в интервью Би-би-си Андрей Цуканов.
В письме, адресованном бастующим нефтяникам, говорится об их полной поддержке со стороны шахтеров. В знак солидарности горняки подают заявления о невозможности выполнения работ в связи с отсутствием необходимых инструментов и средств индивидуальной защиты.
Как и раньше, шахтеры требуют безопасных условий труда.
"Речь идет о нескольких десятках рабочих на каждой шахте, это не носит пока массовый характер, - поясняет Андрей Цуканов. - Мы также собираем средства для помощи нефтяникам, например школьные вещи для детей. Кроме того, несколько шахтеров готовы выехать к нефтяникам, чтобы войти в состав комиссии для ведения переговоров".
Акция протеста рабочих нефтяной компании "Каражанбасмунайгаз" началась 10 мая. Позже к ним присоединились работники "Озенмунайгаза" и других предприятий Мангистауской области. При этом в казахстанских СМИ эта забастовка практически не освещалась.
В июле британский рок-музыкант Стинг из солидарности с бастующими нефтяниками страны.
В конце сентября пресс-служба национального фонда благосостояния "Самрук-Казына" сообщила, что из-за забастовки руководство нефтяных компаний уволило около двух тысяч человек "в связи с нарушением трудовых договоров".
Тем временем забастовка продолжается. По словам рабочего нефтяной компании "Озенмунайгаза" Максата Картмагамбетова, около трех тысяч человек по-прежнему добиваются выполнения своих требований, а неоднократные переговоры с властями до сих пор заканчивались ничем.
"В последний раз к нам приезжал заместитель министра труда и социальной защиты. Когда мы подняли вопрос о повышении зарплаты и возвращения нам рабочих мест, он ответил, что у него нет таких полномочий. Зачем тогда, спрашивается, приезжал?", - говорит Максат Картмагамбетов.
Суд признал забастовку нефтяников незаконной. Компании уволили несколько тысяч работников за участие в забастовке и прогул. Часть бастующих вернулась на работу, на место уволенных были приняты новые работники.
Затронутые забастовкой компании заявили, что по итогам года из-за акции протеста может снизиться объем добычи нефти.
Нефтяники бастовали и в прошлом году. Тогда власти и работодатели пошли на уступки.
Однако это решение сыграло с властями злую шутку, считает руководитель Центра содействия рабочему и социальному движениям Алексей Нигай.
"Власть попала в ситуацию, которую в шахматах называют вилкой. Не пойдет на компромисс - плохо, а пойдет - будет еще хуже. В прошлом году, когда власти пошли на уступки и подняли зарплаты рабочим до уровня даже выше, чем в России, то после этого рабочие пяти нефтяных компаний выдвинули такие же требования с угрозами забастовок", - напоминает Алексей Нигай.
"Теперь власти просто опасаются идти на компромисс, ведь за нефтяниками могут последовать шахтеры, металлурги и рабочие других отраслей промышленности", - полагает он.
По мнению Нигая, единственный выход - это вернуть уволенных на работу или трудоустроить в другие места.
Нефтяники надеются, что их проблемы решатся с приездом в Астану делегации Международного профсоюза химиков, энергетиков и горняков (ICEM), которая ожидается 6 декабря.
Ранее эта организация уже обращалась с письмом на имя президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, в котором они просили принять все необходимые меры для того, чтобы прекратить ущемление рабочих.