Соседи сверху. Письмо с Бали
Жизнь на Бали настолько пронизана поверьями про местных духов и ритуалами, связанными с ними, что, вернувшись домой, даже к шелесту деревьев за окном относишься уже иначе, - пишет писательница и пиар-менеджер Марина Соколян в рубрике Письмо из…в №47 журнала от 2 декабря 2011 года.
Об острове Бали часто говорят, что это земля богов. Существует древнее предание, о том, что боги создали этот остров для проведения собственного досуга; теперь же идея божественного происхождения Бали активно используется для привлечения туристов.
Впрочем, попав сюда, вы быстро проймете, что Бали - земля не только богов, но также и разнообразных духов, домовых, ангелов и демонов. Здесь и шагу ступить нельзя, не наткнувшись на свидетельство мистического участия в жизни балийцев.
Таким, например, был один из моих первых шагов на острове, когда, выйдя из машины, я чуть не наступила на корзиночку из пальмовых листьев с цветами, рисом и печеньем - подношением для духов. Позже такие же корзиночки встречались мне буквально везде - от нарядных алтарей до опасных перекрестков. Таким образом, как мне объяснили, балийцы заклинают духов перекрестка, чтобы они помогли избежать автомобильных аварий. Впрочем, выбегая с корзинками на перекресток как раз во время утренних заторов, "богомольцы" сами и создают аварийные ситуации.
Духи, естественно, бывают не только добрые. Этот момент обязательно надо иметь в виду, особенно если вы собираетесь на Бали в марте. Дело в том, что лунный год здесь начинается в это время с праздника Ньепи, так называемого Дня тишины. В этот день, по поверьям, злые духи выходят на землю, чтобы пакостить людям. Поэтому лучше спрятаться дома и сидеть как можно тише, чтобы духи решили, что на всем острове никого нет, и убрались восвояси.
Балийцы серьезно относятся к этому празднику: не работает вообще ничего, от закусочных до аэропортов, свет не включается, на улицу не выходит никто, кроме участников специального очистительного ритуала. Не делают исключения и для туристов.
Об острове Бали часто говорят, что это земля богов. Существует древнее предание, о том, что боги создали этот остров для проведения собственного досуга
Также в арсенале местных поверий имеется еще и весьма колоритная дама, Рангда, королева демонов и пожирательница детей. Ее изображения в виде клыкастой старухи с длинным языком вы найдете у входа в храмы, обращенные к морю, или же те, что изначально запланированы, как погребальные.
Исследователи предполагают, что образ Рангды связан с культом богини Дурги, что неудивительно, так как на острове преимущественно исповедуют индуизм. Вот только зловредная ведьма Рангда понятнее - вы и сами можете убедиться в этом, посетив танцевальное представление с масками Баронга: его сюжет в общем прост и состоит в том, что дух-защитник Баронг (нечто среднее между львом и собакой) сражается с Рангдой, дабы оградить подотчетное селение от ее козней.
Танцевальная культура острова заслуживает отдельного внимания, и, на мой взгляд, побывать на Бали, не увидев танцев, - все равно что обойти стороной Елисейские Поля в Париже. Танец для островитян - это и очищение, и медитация, и просьба о заступничестве.
Эти танцы изначально были ритуальными, да и теперь иногда можно увидеть, как танцоры входят в транс и начинают общаться с духами настолько непосредственно, что их приходится уводить со сцены, чтобы не пугать туристов.
Побывать на Бали, не увидев танцев, - все равно что обойти стороной Елисейские Поля в Париже
Немного выше я упомянула, что изображение королевы демонов встречается на храмах, обращенных к морю. И это неспроста. Отношение островитян к морю достаточно специфическое, ведь, по их представлениям, в океане живут злые духи. Добрые духи и духи предков живут на самой высокой горе - священном вулкане на склонах которого расположен Пура-Бесаки, главный местный храм.
Разделение "гора - море" обязательно присутствует в планировке селения. Вход в него, украшенный резными воротцами, всегда обращен к горе, тогда как погребальный храм чаще всего выходит к морю.
Когда я попросила хозяина нашего домика отвести меня в храм, тот неловко замялся (нужно сказать, местные неохотно пускают приезжих в свои святилища) и предложил сходить к тому храму, что на берегу. Видимо, осквернить храм смерти тяжело даже туристам - без пяти минут демонам. А что еще прикажете думать балийцам о своих безумных гостях, которые добровольно плещутся в море, где живет всяческая нечисть?
В праздник Меласти океан обретает для островитян более позитивное значение - тысячи людей приходят на берег, чтобы очистить в морской воде храмовые святыни. Это красивое и красочное событие, как, впрочем, и любой другой балийский ритуал, в том числе - похороны.
Красота имеет для островитян особое значение. Возможно, дело в природе, по-тропически яркой. Впечатляет даже мебель и устройство быта. Выглянув в окно нашего жилища, я решила было, что передо мной храм: соседняя крыша была украшена прекрасной каменной резьбой и позолотой. Оказалось, нет - самый обычный сельский дом.
Красота имеет для островитян особое значение. Возможно, дело в природе, по-тропически яркой. Впечатляет даже мебель и устройство быта.
Словом, дух красоты, равно как и прочие духи, обосновались в жизни балийцев очень прочно. Гуляешь, к примеру, вдоль берега, а рядом местная жительница сосредоточенно совершает очистительное омовение; лежишь у бассейна, а в двух шагах - девушка в нарядном саронге возлагает подношения на алтарь предков. И все это так искренне и естественно, что вскоре и сам начинаешь чувствовать что-то этакое - непонятное, скажем, шуршание листьев и ощущение взгляда из темноты…
Нет, я понимаю, что это всего лишь юркие гекконы, забежавшие на огонек, но чувство чудесного после Бали не отпускает еще долго. Да и не хочется, чтобы отпускало.
***
Этот материал опубликован в №47 журнала Корреспондент от 2 декабря 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться .