Горькое разочарование украинской диаспоры
Российское издание «КоммерсантЪ» публикует перевод статьи из британского еженедельника “Economist”. “Быть украинцем само по себе достаточно грустно. Но если вы отказались от возможности жить спокойно в одной из красивейших стран мира, какой является Канада, становится еще тоскливее”, пишет британский журнал в статье, посвященной состоянию дел украинской диаспоры.
Украинская диаспора, по словам одного из ее активистов, переживает сейчас "коллективный нервный срыв", а ее сокровенные мечты о независимости Украины превращаются в прах перед лицом реальности - убогой и вороватой.
Другим восточноевропейцам повезло больше. Бывшие изгнанники достаточно неплохо устраиваются в посткоммунистической Польше. Из вернувшихся в страны Балтии эмигрантов двое стали президентами, один - премьер-министром, а множество других - уважаемыми государственными деятелями.
Предыдущий премьер-министр Словении большую часть своей жизни провел в Аргентине. Армения погибла бы без денег и лоббирования, обеспечиваемых богатой и влиятельной диаспорой: Керк Керкорян (Kerk Kerkorian), выдающийся американец армянского происхождения, на этой неделе объявил о намерении выделить $70 млн на реализацию ряда проектов на его родине.
С Украиной, диаспора которой самая большая по любым меркам, все иначе. Ни один из эмигрантов не занимает сколько-нибудь значимый общественный пост, если не считать жену премьер-министра - американку украинского происхождения. Большинство из тех, кто вернулся на родину и занялся бизнесом, так ничего и не добились. Украинцы из диаспоры не пользуются на родине популярностью, обычно их воспринимают как всезнаек и свихнувшихся националистов. Большинство из них считает, что руководители страны - предатели или воры, или то и другое вместе. Усилия по сбору средств и лоббированию интересов родины резко уменьшились.
Истинная же проблема - совершенно различные взгляды на историю. Большинство активистов диаспоры родом из западной Украины, которая была поглощена Советским Союзом лишь в 1939 году. Некоторые из местных жителей тогда решили, что нацисты - меньшее из двух зол, и начали воевать на их стороне; почти все они - яростные антикоммунисты. Партизанская война продолжалась до 50-х годов. Остальная же часть страны, напротив, испытывает своего рода ностальгию по СССР и настроена менее антироссийски, несмотря на устроенный Сталиным в 30-е годы искусственный голод, от которого погибли миллионы людей.
Сейчас диаспора зашла в тупик. Некоторые все же нашли на своей "не совсем родине" если не деньги, то любовь. Некоторые вполне удачно работают. Но многие, кажется, готовы все бросить. "Я должен открыть себя заново", -заявил один из канадцев украинского происхождения, большую часть своей жизни посвятивший своей исторической родине. (Перевела АЛЕНА Ъ-МИКЛАШЕВСКАЯ, «КоммерсантЪ».)