Би-би-си: Можно ли урегулировать конфликт в Сирии?

Русская служба Би-би-си,  14 июня 2012, 11:34
💬 0
👁 30

Редактор бюро Би-би-си на Ближнем Востоке Пол Данахар недавно побывал в Сирии, где наблюдал общество, живущее в состоянии страха. В своем аналитическом материале он пишет о сложности конфликта и о причинах, почему он далек от разрешения.

Мир слишком долго рассматривал конфликт в Сирии через призму того, что произошло в других арабских странах, переживших так называемую "арабскую весну".

Многие были склонны считать, что сирийский режим был еще одной костяшкой домино, готовой упасть вслед за другими, и недоумевали, почему этого не происходит.

Такое черно-белое виденье сложной ситуации оказалось недолговечным. Конфликт приобретал все новые оттенки, и выяснилось, что в нем участвуют не только две противоборствующие стороны – армия и оппозиция.

Масштаб восстания, с которым столкнулся режим, а также размеры страны ставят власти в сложное положение, поскольку они доверяют только самым верным армейским бригадам.

Дамаск опасается массового дезертирства, если обычным армейским частям будет поручено подавление серьезных выступлений, то есть репрессии против гражданского населения. Для выполнения этой задачи было создано верное режиму ополчение "шабиха".

Правительство внушает общине алавитов, из которых состоит правящая элита, что в стране вспыхнула не сирийская революция, а суннитское восстание, которое должно быть подавлено любой ценой.

Именно поэтому ополчение "шабиха", как считают многие сирийцы, с которыми я разговаривал, занято не только борьбой с оппозицией, но имеет и собственные цели. Его члены убивают суннитов и ввязываются в местные конфликты.

Часть оппозиции в ответ перешла к вооруженному сопротивлению, опираясь на поддержку некоторых арабских стран. Однако при этом выяснилось, что поступающая из-за границы помощь связана с определенными условиями.

По крайней мере в одном случае, по словам дипломатов, это привело к тому, что контролируемые извне силы оппозиции сорвали договоренность о прекращении огня, заключенную при посредничестве ООН.

Именно из-за этого Кофи Аннан хочет теперь расширить группу наблюдателей, которая занимается урегулированием конфликта.

С самого начала конфликта Дамаск много говорил о вмешательстве исламистов и экстремистов, что теперь больше соответствует действительности, чем раньше. В известном смысле режим сам накликал такое развитие ситуации.

В Сирии действительно действуют сейчас вооруженные исламисты, и на их стороне – огромный боевой опыт, приобретенный в Ираке.

Они никому не подчиняются. Если вы не с ними, значит, вы враг.

Атмосфера страха

Дамаск, который до поры до времени оставался относительно мирным городом, теперь также погружен в атмосферу страха.

Взрывы бомб в крупных городах, направленные против представителей меньшинств, заставили многих горожан сплотиться вокруг правительства из опасений перед усилением движения исламистов.

Однако появление ополчения "шабиха" побуждает этих же людей поддержать оппозицию из-за страха религиозной войны.

При этом все боятся стать жертвой повседневных репрессий со стороны сил безопасности.

Многое из того, о чем сообщают активисты оппозиции, основано на фактах, но далеко не все. Как сказал мне один дипломат, "это пропагандистская война, и никому нельзя верить".

Вот почему роль ООН столь важна сейчас в Сирии – только эта международная организация способна занять позицию над конфликтом.

В Ливии в прошлом году решающая резолюция Совета Безопасности ООН была основана на показаниях "очевидцев", которые утверждали, что ливийская авиация бомбит города и уничтожает мирных жителей.

Эти сообщения позднее были признаны недостоверными, однако отношения между членами Совбеза оказались надолго испорченными. И теперь Сирия расплачивается за это.

Миссия наблюдателей ООН выполняет опасную работу, но установившееся на время положение неустойчиво.

Любое расширение этой миссии должно быть основано на изменении масштабов и возможностей всей миротворческой операции ООН.

Посольства многих стран закрыты по соображениям безопасности. Другие закрылись потому, что общественность в этих странах требует от своих правительств принятия каких-то мер. Многие активисты в Дамаске говорили мне, что такая политика недальновидна, потому что теперь им не с кем поддерживать контакты.

Многие западные правительства теперь полагаются на информацию из вторичных источников при определении своей политической линии в отношении событий в Сирии.

Йеменский сценарий

Примером этого является так называемое "йеменское решение". Многие дипломаты, с которыми я разговаривал накануне своей поездки в Сирию, считали, что именно таким образом можно урегулировать конфликт – сменить президента и передать власть на более низкий уровень.

Среди сторонников режима в Дамаске в ходу такой слоган: "отправьте Башара в клинику, а Махера – руководить", – что означает, что они считают нынешнего президента чересчур мягким и слабым правителем, и предлагают поставить во главе страны его брата.

Замена одного руководящего слоя режима другим может представляться действенным решением на бумаге, но в реальности убийства и репрессии совершаются людьми именно на том более низком уровне, которому авторы этого плана предполагают передать власть.

Будущее алавитов

В основе конфликта, среди множества других факторов, лежит проблема отношений между алавитским меньшинством и суннитским большинством.

Около 30% алавитов принадлежат к состоятельным классам. Остальные живут в трущобах и выживают только благодаря работе на государство.

Именно из них состоит правящий класс страны, хотя доля алавитов в населении составляет всего 12%.

Многие из них опасаются, что в случае победы суннитской революции они лишатся своих привилегий.

После победы в Ираке американцы попробовали провести там ликвидацию баасистского режима, и дело закончилось катастрофой. В условиях межконфессионального конфликта социальная справедливость обходится слишком дорого, и если общество хочет избежать большой крови, со справедливостью придется подождать.

Этнические и религиозные меньшинства должны быть уверены в том, что им гарантирована безопасность в новой Сирии. Оппозиция обязана объединиться и убедить этих людей в том, что им не угрожает полное уничтожение от рук их сограждан.

Источник: Русская служба Би-би-си

ТЕГИ: Сирия Башар Аль-Асад гражданская война