ВВС Україна: Украинская анимация: когда вернутся герои детства?
Мультяшные казаки стали одними из главных героев украинского интернета в последние дни. Герои изготовленного в Киеве советского мультфильма заставили напомнить о себе тем, что 40 лет назад "предсказали" победу украинской футбольной команде сначала над Швецией, а потом над Францией и Британией.
Именно такой порядок матчей сборной Украины уже в
реальной турнирной таблице Евро-2012. Причем, у шведов казаки выиграли
со счетом 2:1, пропустив первый гол - так же в понедельник
разворачивались события на НСК "Олимпийский".
После триумфального возвращения в интернете казаки обещают вернуться и
на телеэкраны - с 12-ю новыми сериями о своих приключениях.
Реинкарнировав их и других героев детства целых поколений, энтузиасты
надеются начать возрождение украинской анимации - после более чем
20-летней паузы.
Государству - не до мультиков
"Мы здесь говорим черт знает о чем", - Давиду Черкасскому нелегко сдерживать эмоции. В 1960-80-х годах, работая художником Творческого объединения "Киевнаучфильм", он создал мультфильмы "Как казаки кулеш варили", "Доктор Айболит", а за "Приключения капитана Врунгеля" в 1978 году получил Диплом Всесоюзного телефестиваля в Ереване.
Один из последних пунктов его фильмографии - "Остров сокровищ", завершенный в 1988 году. С тех пор ни он, ни вся украинская мультипликация многочисленными достижениями похвастаться не может:
"Вообще нет мультипликации - разве не понятно? Никакой абсолютно, нет абсолютно никакого финансирования. С девяностого года мультипликация просто умерла", - наотрез констатирует художник.
Несмотря на эти слова, творческое объединение, в котором он когда-то работал, действует и поныне, хотя и называется теперь Государственная студия "Укранимафильм". Но ее нынешнее наследие трудно сравнивать с советскими временами, когда мастера объединения выпускали более десятка мультфильмов в год.
Самым успешным результатом ее работы последних лет является мультипликационный фильм "Шел трамвай девятый номер", который в 2003 году отметили на Берлинском кинофестивале. А вообще в 2000-х были годы, когда студия не выпускала ни одного мультфильма. Это означает лишь то, что из бюджета не выделяли денег. Государство является единственным заказчиком студии с дорогостоящим оборудованием и опытными мастерами. А когда заказа нет - удержаться на плаву нелегко.
Как результат - в 2009 году студия оказалась на
грани банкротства, хотя сейчас все же продолжает работу над несколькими
проектами.
Визитка украинской анимации
Но, несмотря на длительный упадок отрасли, украинские мультики не дают покоя энтузиастам, которые до сих пор верят в их возрождении.
Уже в декабре, по словам представителей инициативной группы украинских аниматоров, к выходу на экраны подготовят первый фильм из нового цикла мультфильмов "Как казаки ..." - о приключениях Грая, Ока и Тура.
"Казацкая серия о приключениях трех запорожцев является визиткой украинской анимации. Первый фильм из этой серии вышел в 1967 году, а последняя серия вышла уже после распада Союза - в 1995 году. Но, что удивительно, несмотря на такой длительный период времени, эта серия пользуется необычайной популярностью и среди детской аудитории, и среди взрослых", - рассказал аниматор Александр Викен, который в советские времена создал персонажа Петрика Пяточкина, а теперь будет курировать новый проект о казаках.
По его словам, в 2007 году уже был готов сценарий фильма "Как казаки в Тридевятое царство ходили", но тогда дело так и не двинулось дальше. Теперь в планах - подготовить 12 серий с абсолютно новыми историями. Среди предложенных сценариев - "Как казаки Атлантиду искали", "Как казаки слону помогали", "Как казаки корриду запретили" - по замыслу, исторические персонажи будут попадать в смешные ситуации уже в 21-м веке.
Новые казаки будут исполнены в технике классической анимации.
Врунгель - и в 3D Врунгель
Другое дело с капитаном Врунгелем и его друзьями - Ломом и Фуксом. Этих персонажей намерены вернуть на экраны в виде полнометражного мультипликационного фильма, к тому же - в формате 3D. Его создатель - Давид Черкасский - убежден, что новейшие технологии вовсе не навредят старым героям, а наоборот - дадут им новую жизнь:
"У Врунгеля уже есть основа - родителям, которые поведут детей на просмотр, он уже хорошо известен. И здесь есть большой шанс сразу получить хорошую реакцию", - в комментарии ВВС Украина сказал Давид Черкасский, который будет следить за работой над новым мультфильмом.
Художник напоминает, что в старых сериях "Капитана Врунгеля" в кадре было настоящее живое море, поскольку тогдашним технологиям было сложно передать через анимацию волны. Теперь это возможно, и вообще, работать с 3D очень интересно, говорит Давид Черкасский.
Опыт работы с 3D-анимацией в Украине уже есть - сейчас фактически готовы 10 серий "Приключений компаса и будильника", которые студия AFS выполнила именно в таком формате. К тому же, к работе над "Врунгелем" планируют привлечь Сергея Кушнирова - украинского мультипликатора, который работал над "Алладином" студии Уолта Диснея.
"У этого персонажа очень хороший международный потенциал. Море, капитаны, приключения", - объясняет Эдуард Ахрамович, генеральный продюсер продюсерского центра "Барабас", который будет заниматься проектом.
Создавать мультики в 3D, по словам специалистов, сейчас даже дешевле, чем в классическом стиле, но в целом это процесс недешевый. Минута анимации, по словам Эдуарда Ахрамовича, стоит 8-10 тысяч долларов.
И без государственной поддержки "Врунгеля"
оживить не удастся, поэтому в министерстве культуры уже подали заявку на
получение денег из бюджета. Если все удастся - мультфильм обещают
выпустить в 2014 году.
Бриллиант, который нужно сохранить
С другой стороны, чтобы создавать мультики в Украине - не нужны огромные суммы денег. Здесь это значительно дешевле, чем за рубежом, важно лишь, чтобы суммы, которые выделяют, тратили по назначению. Но даже большей проблемой, по словам Эдуарда Ахрамовича, является то, что сейчас существует значительный скепсис относительно возможностей украинской анимации:
"Важно, чтобы была создана анимационная индустрия в Украине, чтобы все компании, продюсеры режиссеры и мультипликаторы общались между собой, чтобы все понимали, что это можно сделать здесь".
Впрочем, существенная составляющая успешного национального продукта в Украине все же есть: "Все меняется, все идет вперед, но главное в анимации - это творчество художника. Оно всегда остается. Какими бы ни были компьютеры и программы, персонажа нужно придумать", - говорит заместитель директора студии "Укранима" Алексей Пружанский, который руководит там курсами анимации.
"Украинская анимация - это колоссальный бриллиант, который нужно сохранить. Для этого нужны другие поколения, они должны приходить, идти тем же путем, находить свой путь, но все же на базе того, что уже было создано".
По его словам, сейчас чрезвычайно важно перенять опыт от носителей украинской традиции в анимации - а таких людей, которые начинали творческий путь еще в 1960-х годах, достаточно. В этом году школу Алексея Пружанского закончили 10 человек. Среди их наставников - признанные мастера, такие как Александр Викен, Эдуард Кирич, или, к примеру, Владимир Гончаров и Ирина Смирнова.
"Надо, чтобы росла молодежь. А для этого необходимо, чтобы у нее была работа, чтобы государство задумывалась, нужна ли ей анимация и какая анимация - украинская, или может достаточно американской. Пожалуйста, возьмите "Том и Джерри" - там 5 000 серий, их можно показывать годами", - рассказывает г-н Пружанский.
Это же отмечает и Давид Черкасский - за 20 лет отсутствия своих персонажей и образов вакуум заполнили чужие. Они, по словам автора, тоже неплохие, но свое кино - роднее и ближе. Его отсутствие - большая проблема, которую сейчас надо решить:
"Иметь свой национальный мультфильм - это главное. Потому что правительство не понимает, кто им придет на смену - эти малыши, которые сейчас еще в пеленках, или 8-10 лет им. Вот это воспитание, туда деньги вкладывать надо!".
Источник: ВВС Україна