Один дома. Письмо из Туркменистана

20 июля 2012, 07:22
💬 0
👁 701

Президент Туркменистана предпочитает одиночество: уже за час до проезда его кортежа с улиц Ашхабада убирают даже общественный транспорт, а пешеходов сгоняют во дворы ближайших домов, - пишет писатель и путешественник Андрей Сапунов в № 27 журнала Корреспондент от 13 июля 2012 года.

Одна из многих уникальных особенностей Туркменистана заключается в том, что для въезда в него виза необходима абсолютно для всех граждан мира. Причем самостоятельное получение туркменской туристической визы - задача практически невыполнимая: от каждого туриста требуется обращение в турфирму и оплата гостиничных услуг, а самостоятельно бронировать отели в этой стране не разрешается. Более того: подавать документы на визу необходимо задолго до поездки - за два-три месяца. Поэтому большинство самодеятельных туристов проникают в Туркмению по транзитной визе на пять дней. Так туда попал и я.

Впрочем, специфика въезда - лишь анонс того, что увидит и чему удивится путешественник в Туркменистане. Хотя его граждане живут совсем небогато, для них организован своего рода туркменский коммунизм: решением Сапармурата Ниязова, ныне покойного первого президента страны, все жители Туркменистана бесплатно получают от государства электричество, газ и соль. Также каждый водитель имеет право на ежемесячные 160 л бензина - этого более чем достаточно для передвижения по городу.

Туркменская столица Ашхабад - самый несоветский крупный город в бывшем Союзе: он единственный, за исключением Астаны, застраивался не хаотично, как все остальные, а согласно генеральному плану, с типичными для Востока помпой и роскошью.

Самостоятельное получение туркменской туристической визы -задача практически невыполнимая: от каждого туриста требуется обращение в турфирму и оплата гостиничных услуг, а самостоятельно бронировать отели в этой стране не разрешается

В самом деле, ну где еще увидишь каскад из фонтанов в полтора километра длиной? А чего стоит десяток золотых статуй Ниязова в разных позах - сидящего, стоящего, смотрящего вдаль и т. д.? А правительственные дворцы с золотыми куполами?

В Ашхабаде вы увидите огромные мечети, построенные по образцу стамбульской Айя-Софии, украшенные росписями и коврами. Также внимания туриста достойны благоухающий южной растительностью ботанический сад, кварталы сталинской архитектуры, в которую здесь закрались элементы Востока, современные жилые районы с многоэтажками из чистого мрамора, а также башни со смотровыми площадками, откуда виден весь город. И обязательно посетите музей Туркменбаши, где представлены десятки всевозможных подарков вождю, выполненных из золота и бриллиантов.

В новых столичных школах, где роскошь интерьера не уступает офисам солидных банков, классы оборудованы электронными досками. Когда я из любопытства заглянул в одно из таких учебных заведений, мне выделили в сопровождение учителя, который водил меня по классам во время уроков. В тот момент, когда я входил, 30 учеников вскакивали со своих мест и громко приветствовали “высокого иностранного гостя”, хотя это не был какой-то официальный визит - просто я зашел в школу в общем-то случайно.

Местные автобусные остановки оснащены кондиционерами и телевизорами, как в Дубае. Между ними курсируют городские автобусы, новые и белоснежные. Также белого цвета новые поезда на вокзале - старых советских вагонов не осталось. На главной площади города возле президентского дворца раньше стоял самый известный памятник Туркмении - Арка нейтралитета, прозванная в народе “трехножкой” за опоры в основании, на которые опиралась вертикальная конструкция арки. На вершине монумента по велению Ниязова была воздвигнута его собственная статуя из чистого золота, которая вращалась вокруг собственной оси, следуя за солнцем. Статуя была расположена так, чтобы президент из кабинета своего дворца мог наблюдать себя - золотого и крутящегося.

А чего стоит десяток золотых статуй Ниязова в разных позах- сидящего, стоящего, смотрящего вдаль и т. д.?

После прихода к власти нового президента Гурбангулы Бердымухаммедова Арку нейтралитета демонтировали и перенесли на южную окраину города, в район Берзенги.

Главный неприятный момент, запомнившийся мне во время прогулок по Ашхабаду, - проезд кортежа президента, а вернее, ожидание этого проезда, которое может длиться добрых полчаса, а то и целый час. С центральных улиц столицы по маршруту следования первого лица гаишники убирают все проезжающие автомобили и даже рейсовые автобусы, а работники спецслужб в гражданской одежде (обычно в костюмах и с рациями) разгоняют прохожих, предлагая им пройти во дворы ближайших домов или скверы. И до проезда кортежа выйти оттуда нельзя. В такую ситуацию мне “посчастливилось” попадать чуть ли не каждый день пребывания в городе.

Еще один важный нюанс: особой осторожности в Ашхабаде требуют подходы к памятникам и монументам. Так, к примеру, памятник Ленину находится на небольшом пьедестале высотой ступеньки в три. Только подняться к нему по этим трем ступенькам нельзя - после того, как я это сделал, меня тут же попытался забрать в отделение целый наряд милиции.

Причем ступеньки никак не ограждены никаких предупреждающих надписей нет, так что можно “загреметь” в отделение совершенно неожиданно.

Примчавшиеся меня арестовывать стражи порядка были молоды и не говорили ни на каком другом языке, кроме туркменского. При этом они кричали и корчили зверские рожи. Если бы не помощь прохожих, которые помогли уладить конфликт и выступили в роли переводчиков, неизвестно, чем бы закончилась моя поездка в Туркменистан.

***

Этот материал опубликован в №27 журнала Корреспондент от 13 июля 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: Туркменистан журнал Корреспондент отдых отпуск полезные советы Письмо из