Корреспондент: Китайское предупреждение. Конфликт с Японией поднял в Китае волну национализма
Конфликт с Японией из-за миниатюрных островов поднял в Китае волну национализма, привел к погромам японских заведений в Поднебесной и поставил страны на грань вооруженного конфликта, - пишет Наталия Мечетная в № 37 журнала Корреспондент от 21 сентября 2012 года.
Видишь японское - круши японское! Под таким лозунгом с сентября 2012 года живут тысячи китайцев, которые во время массовых антияпонских выступлений на улицах крупнейших городов Поднебесной стали громить все, что напоминает им о Стране восходящего солнца, - от автомобилей до витрин магазинов, ресторанов и офисов компаний.
Поводом для народного гнева, поддерживаемого официальным Пекином, стали ничтожные клочки суши - пять скалистых островков в Восточно-Китайском море общей площадью 7 кв. км, которые являются для двух ключевых стран региона спорной территорией.
Решение властей Японии национализировать три острова из пяти и ответный шаг Китая, отправившего туда свои боевые корабли, заставили десятки тысяч китайцев вспомнить о чувстве национальной гордости
Решение властей Японии национализировать три острова из пяти и ответный шаг Китая, отправившего туда свои боевые корабли, заставили десятки тысяч китайцев вспомнить о чувстве национальной гордости, а японские транснациональные компании Canon, Panasonic, Komatsu, Uniqlo, Mazda и Toyota - приостановить работу своих предприятий в Китае. Кроме того, в Поднебесной стали закрываться японские школы.
Подобные меры предосторожности вовсе не лишние: китайское общество кипит. Опрос, проведенный крупнейшим новостным интернет-порталом страны, показал: 86 % его участников высказались за решение спора с соседним государством путем войны.
В дело вынуждены были вмешаться США - гарант безопасности Японии, государства, которое согласно послевоенному договору со Штатами не имеет собственных вооруженных сил. Шеф Пентагона Леон Панетта срочно прибыл в Пекин, пытаясь на месте затушить конфликт, потенциальным участником которого может стать крупнейшая военная сила на планете - более чем двухмиллионная армия КНР.
Старые обиды
Сегодня быть японцем в Китае опасно. По словам украинца Романа Хивренко, живущего в Пекине, уроженцы Страны восходящего солнца даже опасаются выходить на улицы. Немудрено: в ходе демонстраций, прошедших в начале сентября в крупных китайских городах, возмущенные толпы громили японские магазины и рестораны.
Катализатором массового недовольства стали острова, которые японцы называют Сенкаку, а китайцы - Дяоюйдао. На эти скалы претендуют КНР, Тайвань и Япония. К последней они отошли в 1895 году, после китайско-японской войны.
По окончании Второй мировой капитулировавшая Японская империя потеряла этот регион, взятый под контроль США. Но, уходя отсюда, американцы, несмотря на протесты китайской стороны, оставили Сенкаку Токио. С тех пор архипелаг находился в частной собственности граждан Японии и периодически становился предметом локальных споров с КНР.
В ходе демонстраций, прошедших в начале сентября в крупных китайских городах, возмущенные толпы громили японские магазины и рестораны.
Ситуация обострялась несколько раз, особенно часто это стало происходить после того, как в 1999 году на Сенкаку обнаружили богатые запасы природного газа. Нынешний конфликт вызревал еще с августа 2012-го, когда группа японских активистов добралась вплавь до спорных территорий, закрытых для посещения рядовыми гражданами Страны восходящего солнца, и водрузила там национальный флаг.
Китай ответил появлением в акватории спорных территорий военных кораблей. В сентябре же власти Японии за $ 26 млн выкупили три острова из пяти у частных лиц - японской семьи Курихара, - чтобы национализировать их. КНР восприняла этот шаг как акт агрессии и покушение на свой суверенитет.
Поднебесная вновь отправила военные корабли к островам, а затем туда же с благословения властей потянулись и рыболовецкие суда под красным знаменем. Навстречу этой флотилии вышли суда японской береговой охраны. В итоге Пекин и Токио оказались втянутыми в самый острый конфликт за все послевоенные десятилетия.
Для китайцев острова - лишь внешняя оболочка конфликта. Под ней скрыта многолетняя история унижений и обид, нанесенных им соседями. Особенно кровавыми стали 1930-е годы, когда Японская империя частично оккупировала Китай и развязала политику геноцида по отношению к местному населению. Ярким его проявлением стал захват японцами в 1937 году Нанкина - столицы тогдашнего Китая, за чем последовала грандиозная резня, в которой погибли 200 тыс. китайцев.
Нынешний конфликт вызревал еще с августа 2012-го, когда группа японских активистов добралась вплавь до спорных территорий, закрытых для посещения рядовыми гражданами Страны восходящего солнца, и водрузила там национальный флаг.
“Обида и гнев остались в памяти китайских граждан. Нелюбовь [к японцам] передается из поколения в поколение”, - делится своими наблюдениями об отношении китайцев к японцам Юлия Озерецковская, украинка, живущая в Китае более трех лет.
Ненависть к стране самураев и сакуры стала частью национальной культуры Поднебесной. Даже такая мелочь, как съемка китайских актрис в ролях гейш в голливудском фильме Мемуары гейши едва не вызвала международный скандал, а сама кинолента была запрещена к показу в Китае.
Сегодня, по словам Хивренко, в Поднебесной при активной поддержке властей выпускают множество различных материалов, посвященных оккупации. В частности, ежегодно производят десятки фильмов о героизме китайских солдат и подлости японской армии, на которых вырастают новые поколения.
Теперь у обиды появился канал, по которому скрытая враждебность наконец-то прорвалась наружу.
Невыгодная история
Сегодня среди населения Пекина и других городов, по словам Хивренко, в ходу онлайн-письма, призывающие бойкотировать японские товары. В этих “постах” говорится: если их получатели в течение месяца не будут покупать подобного рода товары, включая автомобили и электронику, экономика “агрессора” получит серьезный удар. Если же бойкот продлится полгода, то Япония потерпит экономический крах. В этих словах есть логика: КНР является главным рынком сбыта для японских автоконцернов и производителей электроники.
Японский бизнес уже понес потери: к примеру, из-за погромов сеть супермаркетов Jusco в Китае только за 15-16 сентября потеряла более $ 30 млн.
На государственном же уровне власти КНР о бойкоте не говорят. Зато активно бряцают оружием, пытаясь запугать Японию мощью вооруженных сил и добиться того, чтобы Токио не только отказался от своих планов по национализации Сенкаку, но и признал китайскую юрисдикцию над архипелагом.
В ходу онлайн-письма, призывающие бойкотировать японские товары. В этих “постах” говорится: если их получатели в течение месяца не будут покупать подобного рода товары, включая автомобили и электронику, экономика “агрессора” получит серьезный удар
“Китай занимается демонстрацией силы и морально давит на другую сторону”, - говорит Корреспонденту Андрей Островский, замдиректора Института Дальнего Востока Российской академии наук.
Демонстрировать Пекину есть что. Армия Поднебесной на сегодня самая многочисленная в мире, она насчитывает около 2,3 млн военнослужащих. Да и военные расходы КНР впечатляют, составляя около $ 143 млрд ежегодно.
Последний показатель у Японии в 2,5 раза ниже, причем армии как таковой у страны нет: проиграв Вторую мировую, Токио вынужден был отказаться от вооруженных сил, оставив себе так называемые силы обороны, неспособные заменить собой полноценные войсковые соединения.
Загвоздка в том, что американцы, вынудившие Японию отказаться от армии и получившие исключительное право размещать на ее территории свои военные базы, при этом гарантировали защиту островного государства от внешней агрессии.
“Оборона Японии ложится на Америку, по крайней мере если Японии непосредственно угрожает опасность и осуществляется вторжение на ее территорию”, - разъясняет Островский. Именно поэтому демонстрация силы, затеянная Пекином, к вооруженному конфликту, по мнению аналитиков, не приведет: Поднебесная не захочет из-за пяти островков начинать крупномасштабную войну, в которую неминуемо будут втянуты США.
Китаю, как и Японии, вообще невыгодно обострять противостояние.Причина кроется в экономической плоскости - страны являются крупнейшими торговыми партнерами
Китаю, как и Японии, вообще невыгодно обострять противостояние. Причина кроется в экономической плоскости - страны являются крупнейшими торговыми партнерами: товарооборот между ними в минувшем году составил $ 345 млрд, увеличившись в сравнении с 2010-м на 14,3%.
“Япония - основной импортер товаров в Китай, поэтому обрывать экономические связи крайне невыгодно обеим странам”, - утверждает Островский.
Ко всему китайско-японские распри раздражают Соединенные Штаты - гаранта безопасности для Японии. Министр обороны США Леон Панетта впервые за свою каденцию прибыл в Поднебесную, что свидетельствует о крайней обеспокоенности Штатов осложнением японо-китайских отношений. Ранее глава Пентагона призвал стороны к хладнокровию и поиску решения конфликта путем переговоров.
Контролируемая ненависть
Говоря с Корреспондентом о том, почему Китай столь агрессивно встретил попытки Токио национализировать спорные острова, обычный японский инженер Тосиро Сакамаки высказался в том духе, что “китайскому правительству необходим внешний враг, чтобы увести внимание людей от политических проблем в стране”. Опрос экспертов показал, что житель японского города Касивы не так уж и далек от истины.
В октябре этого года, как говорят аналитики, состоится XVIII съезд компартии КНР - единственной политсилы в государстве. На нем Ху Цзиньтао, генсек ЦК партии и руководитель КНР последние десять лет, должен будет передать власть преемнику, что может привести к смене всей правящей в стране партийной элиты. Поэтому среди китайских коммунистов развернулась беспрецедентная борьба за власть между представителями старой гвардии и рвущимися к власти молодыми функционерами. Отголосками этой подковерной конкурентной “войны” и стал нынешний всплеск антияпонских настроений.
Среди китайских коммунистов развернулась беспрецедентная борьба за власть между представителями старой гвардии и рвущимися к власти молодыми функционерами. Отголосками этой подковерной конкурентной “войны” и стал нынешний всплеск антияпонских настроений
“В Китае споры [с Японией] генерируют подъем национализма, что сейчас на руку правительству. Это и заставляет Пекин занимать жесткую позицию в переговорах, которая в свою очередь ухудшает его отношения с соседями”, - отмечает в разговоре с Корреспондентом Джон Сиоршари, профессор Мичиганского университета, занимающийся изучением Азиатско-Тихоокеанского региона.
Национализм помогает консолидировать китайский народ, что выгодно старой компартийной элите, которая на этой волне надеется сохранить контроль над государственной машиной. Поэтому даже антияпонские демонстрации в Поднебесной, по сообщениям очевидцев, проходят организованно и под контролем сил безопасности. Озерецковская вспоминает, как после акции протеста у японского посольства в Пекине местная полиция даже поблагодарила всех участников за патриотический энтузиазм.
Все это убеждает Островского, что власти Китая продолжат педалировать тему “агрессивных действий Японии” до съезда компартии. А дальше конфликт вновь перейдет в неактивную фазу.
Острова раздора
Территориальные споры за острова и прибрежные территории между Японией и Китаем тянутся уже более 100 лет
1894-1895 - отказавшись от двухвековой политики самоизоляции, Япония начала территориальную экспансию. Непродолжительная китайско-японская война завершилась поражением Поднебесной и подписанием Симоносекского договора, согласно которому Корея получала независимость от Китая, а острова Тайвань и Пэнху отошли Японии. Тогда же последняя обзавелась островами Сенкаку
1899-1901 - на севере Китая развернулось масштабное народное восстание, основной целью которого было изгнание иностранных колониалистов. Япония была среди стран, участвовавших в подавлении народного недовольства и вынудивших Китай подписать Заключительный протокол - очередное невыгодное для Поднебесной соглашение, закрепившее территориальные отчуждения предыдущих лет
1914 - вступив в Первую мировую войну на стороне Антанты, Япония вторглась на Шаньдунский полуостров - немецкую колонию в Китае. От интервенции Япония получила значительно меньше, чем рассчитывала, тем не менее смогла добиться запрета для Китая отчуждать и сдавать в аренду гавани, бухты и острова вдоль побережья Маньчжурии
1931-1932 - Япония вторглась на территорию Маньчжурии и создала подконтрольное государство Маньчжоу-го, просуществовавшее до 19 августа 1945 года, когда в ходе спецоперации армия СССР заняла его территорию
1937-1945 - длительное напряжение в отношениях между Китаем и Японией вылилось в продолжительную войну между двумя странами, обостренную Второй мировой войной 1939-45 гг. Итог вооруженного противостояния - капитуляция Страны восходящего солнца и, как следствие, передача Китаю Тайваня, Маньчжурии и Пескадорских островов. Острова Сенкаку вместе с Окинавой оказались под юрисдикцией США
1972 - после многолетней вражды Япония и Китай восстановили дипломатические отношения, а Штаты вернули Японии спорные острова Сенкаку и Окинаву. В 1970-х же годах обнаружилось, что острова не только являются важными пунктами для контроля морских путей и удобными базами для рыболовли, но также располагают залежами нефти и газа
1996 - новое обострение в вялотекущем споре за острова Сенкаку наступило после того, как японцы установили на одном из островов маяк, а китайские активисты в ответ на этот жест начали совершать регулярные попытки подплыть к островам
2012 - правительство Японии договорилось с частными владельцами (японскими подданными) о выкупе трех из пяти островов архипелага - Уоцуридзимы, Китакодзимы и Минамикодзимы - за $ 26,1 млн. Китай расценил этот поступок как покушение на свой национальный суверенитет
Данные информационно-справочной службы Корреспондента
***
Этот материал опубликован в №37 журнала Корреспондент от 21 сентября 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.