Премьера в Риме: критики назвали новый фильм Муратовой гипнотической воронкой
В Риме состоялась мировая премьера нового фильма украинского режиссера Киры Муратовой Вечное возвращение. Критики вспоминают Офюльса и Фасбиндера, а также называют фильм гипнотической воронкой, из которой невозможно вырваться.
Чтобы представить картину в Рим прилетели режиссер Кира Муратова, продюсер Олег Кохан, художник-постановщик Евгений Голубенко, актриса Рената Литвинова, актер Антон Муратов, а также со-продюсер Валерий Кулик.
Во время пресс-конференции хозяева фестиваля поблагодарили "великого маэстро современного кино" за фильм и личное присутствие, продюсеров - за изумительное качество картины, отметив, что, цитируя картину Киры Муратовой, "если сильно исхитриться, то очень повезет", что, собственно мы и сделали. Для нашего фестиваля это большая удача", сообщает украинская кинокомпания SOTA Cinema Group.
Кира Муратова сказала несколько слов о том, как родилась идея этого фильма и прокомментировала сравнение с голливудским кино в плане высокого качества и легкости, в свойственной ей манере.
"К Голливуду я не имею никакого отношения, - отметила Кира Муратова. - Это легкомыслие является результатом личного путешествия. Для меня легкость достигается за счет абсолютной сложности, это физическая работа и непрерывное упражнение, благодаря которому и достигается простота и легкость. Многообразие в однообразии в однообразие в многообразии: это мой секрет".
Звучали сравнения новой картины прославленной одесситки с творчеством французского режиссера и сценариста Макса Офюльса и немца Райнера Фасбиндера. Однако, украинский режиссер заверила, что не ссылалась на них при создании фильма, хотя и очень любит кинематограф Фасбиндера. Связь же фильма с творчеством Ницше Кира Муратова не отрицала, подчеркнув, что сама концепция "вечного возвращения" существовала еще с греческих времен. "Мне нравятся эти два слова. Я думаю, что в каждом названии должна быть какая-то тайна. Мой фильм будет вечным возвращением в сюжет, в искусство, культуру, эмоции" - подытожила она.
Режиссер сказала, что не ставила за цель дразнить зрителя, подчеркнув, что зритель всегда участвует в игре. Ведь само искусство основано на всеобщей игре.
"Искусство - чувственная, интеллектуальная, возвышенная игра, как платформа куда мы уходим от реальности, и все мы в нее играем. Само слово игра - очень многообразное, пианист играет на рояле, ребенок - в свою игру, а мы играем в искусстве - когда мы его воспринимаем и когда мы его делаем!" - заявила Кира Муратова.
Эти слова режиссера подтвердил и продюсер картины, Олег Кохан, отвечая на вопрос журналистки о том, как ему дался первый актерский опыт в фильме. Он сказал, что это была лишь игра, на которую все согласились, а главным для него было выполнить свою главную работу как продюсера, а не актера.
Итальянские критики в целом позитивно оценили ленту Киры Муратовой, заметив, что если Франсуа Трюффо, в , сообщил нам в простой форме, что означает на самом деле снять фильм, и если Элиа Казан, в , объяснил нам в замечательной сцене с Робертом Де Ниро, как снимается кино, которое могло бы привлечь внимание общественности, то Киры Муратовой преподносит искреннюю и интеллектуальную дань уважения миру актеров и искусству актерской игры.
"Последняя же сцена фильма, которая заканчивается громогласным смехом, на самом деле, скрывает явную горечь тех, кто веря в авторское кино, ежедневно борется за художественное и профессиональное выживание", - отметил журналист CultFrame Maurizio G. De Bonis.
В статье озаглавленной , обозреватель Superga Cinema, Aurelio Vindigni Ricca называет картину нишевым фильмом, но при этом изысканным, гениальным, изумительным, который размышляет о жизни, искусстве и о бессмертии того и другого. "Те, кто читал Ремона Кено, который рассказывает, как написать одну и ту же историю в сотни способов и стилях, сможет сразу же понять как построен фильм . Эта работа для взыскательных гурманов, для тех, кто понимает ее сложность и говорит устами персонажа. Эта работа - признание в любви кинематографу и актерскому исполнению".
Сложной, но проницательно блестящей называет картину блоггер Fabrizio Ciavoni. "Шутливая история, служит лишь отправной точкой в этом любопытном метакинематографическом опусе. Также как и под конец жизни, не остается ничего, кроме игры, которая повторяется изо дня в день, и как бы кто ни старался, не в силе этого изменить. Эта работа также является остроумной иронией на сегодняшнее кино, которое превратилось в обычную торговлю и погоню за прибылью".
Это возвращение действительно будет вечным: новый шедевр Муратовой обладает гипнотическим качеством - от картины, где "ничего не происходит", оторваться нельзя - она заматывает, затягивает в воронку, оставляя со щемящим чувством боли, без которого не бывает подлинного искусства
Кинообозреватель Стас Тыркин, называет склеенные вместе ролики кинопроб вечной петлей времени. "Это возвращение действительно будет вечным: новый шедевр Муратовой обладает гипнотическим качеством - от картины, где "ничего не происходит", оторваться нельзя - она заматывает, затягивает в воронку, оставляя со щемящим чувством боли, без которого не бывает подлинного искусства".
Кинокритик Антон Долин в интервью Вести ФМ был более сдержан в оценках, отметив, что Киру Муратову поняли не все. "Фильм построен очень тонко и здорово, три небольшие сцены разыграны, примерно, двадцатью разными актерами и актрисами, есть набор ее любимцев, которые все это разыгрывают, при этом все это снято невероятно красиво, черно-белая пленка. Возможно, европейская публика решила, что смотрит все время одно и то же, хотя многие остались до конца и очень жарко аплодировали. Теперь вопрос в жюри окажется - те, кто поймет специфический юмор Муратовой, ее стиль, или кто вообще этого не сможет оценить. Конечно, очень любопытно. И все ясно уже будет завтра вечером, когда будут объявлять призеров".
Итальянское издание Vanity Fair считает, что снято с легкостью. "Многообразие людей безграничны, как и разнообразие отпечатков пальцев. Кира Муратова проговаривает одну историю много раз, чтобы выявить различия. Потому что мы не все одинаковы, хотя и идем параллельными путями..."
Напоследок журналист издания Ferdinando Cotugno подтвердил, что букмекеры ставят фильм Муратовой в число фаворитов.
Европейская и украинская премьеры фильма Киры Муратовой "Вечное возвращение" запланированы на 2013 год.
Напомним, что в этом году в программе VII Римского международного кинофестиваля были представлены 59 мировых и пять международных премьер. Международное жюри кинофестиваля в этом году возглавил американский сценарист и режиссер Джефф Николс.