Странное дело. Письмо из Китая
У делового мира Китая две глиняные ноги: местным бизнесом руководит партия, а не законы, а на встречи с влиятельными госчиновниками предприниматели носят подарки - преимущественно деньги, - пишет директор компании Iskratel Ukraine, участник MBA-программы Киево-Могилянской Бизнес Школы Сергей Карачевцев в рубрике Письмо из… в № 48 журнала Корреспондент от 7 декабря 2012 года
12 часов перелета с пересадкой - и я в Китае, стране, демонстрирующей миру то, что мало кому удавалось. Тут коммунизм сосуществует с бизнесом, а давние традиции - со стремлением развивать сверхновые технологии. Китай в значительной мере будет определять ландшафт будущего мира, и все больше предпринимателей ищут возможность заработать на его рынке. Эта моя нетуристическая поездка в Китай оказалась гораздо интереснее традиционного хождения по экскурсиям. Мы побывали в нескольких китайских компаниях, говорили со множеством людей, знающих об изнанке бизнеса в этой стране из собственного опыта. Вот некоторые мои впечатления и наблюдения.
Тут коммунизм сосуществует с бизнесом, а давние традиции - со стремлением развивать сверхновые технологии.
Практически нигде мы не видели красных флагов или лозунгов. Все выглядит очень по-деловому. Тем не менее везде ощущается присутствие государства. Самые влиятельные банки находятся в собственности государства или под его контролем. В бизнесе обычно хотя бы небольшая доля принадлежит государству. И даже если это всего 10 % или 15%, без согласия госчиновников вы не можете принимать серьезные решения. При этом кандидатов на все управленческие должности в крупных компаниях - даже частных - утверждает партийная система. Эта одна из главных особенностей ведения местного бизнеса является его проблемой: правительство и партия здесь значат больше, чем законы.
Еще одна неотъемлемая черта китайского делового мира - коррупция. Когда идешь на встречу с нужным тебе человеком, которого не знаешь, тут заведено приносить подарки. Если не знаешь, какой подарок выбрать, то абсолютно нормальным считается подарить деньги. Это называется “хунбао” - и оно повсюду, в магазинах даже продаются специальные конвертики для хунбао. Тем, кто собирается начинать бизнес в Китае, надо понимать: здесь все решается, во-первых, посредством личных отношений, а во-вторых - при помощи хунбао. Об этом рассказывал и мой друг, работающий в Шанхае в представительстве шведской компании. Конечно, европейское предприятие не может себе позволить открыто давать взятки, и все решает китайский посредник. В этой стране даже есть налог на неподтвержденные расходы - фактически китайцы платят 25% со взяток.
Самые влиятельные банки находятся в собственности государства или под его контролем. В бизнесе обычно хотя бы небольшая доля принадлежит государству
По большому счету понятие “партнерство” в Китае относится только к китайцам - я думаю, европейцу есть место в тамошнем бизнесе только до тех пор, пока он знает то, чего китайцы не знают. В Шанхае и Гонконге у нас было несколько встреч с людьми из финансового сектора и дипломатических кругов. Речь шла об инвестиционных и геополитических приоритетах Китая. Главный вывод, который я сделал: сегодня Китай заинтересован в двух вещах - природных ресурсах и передаче технологий. Все остальное не так важно.
У Китая есть сложности в ведении бизнеса с США, Австралией, Японией, которые ограничивают покупку активов китайцами и особенно доступ к своим технологиям. Например, Америка лимитирует прием китайских студентов в свои колледжи на специальности по химии, физике, ядерной и обычной энергетике и в других высокотехнологичных отраслях. Так что китайские инвестиции идут преимущественно на Ближний Восток, в Латинскую Америку и особенно в Африку. Что касается последней, то это вообще отдельная тема. Такое впечатление, что сейчас происходит массовая колонизация Африки китайцами. Они также активно помогают африканским диктаторам и тем, от кого отказались США и Европа. Это объясняется исключительно государственными интересами и стремлением получить доступ к природным ресурсам Черного континента.
По большому счету понятие “партнерство” в Китае относится только к китайцам - я думаю, европейцу есть место в тамошнем бизнесе только до тех пор, пока он знает то, чего китайцы не знают
При этом у Китая пока нет крупных мировых достижений в наукоемких отраслях. Я познакомился с индийским профессором, давно живущим в Поднебесной, который утверждает: в науке Китай не догонит США еще лет 100. Также стоит припомнить осознанное ограничение доступа китайцев к новым разработкам в Штатах. Становится понятно, почему Китай активно зазывает к себе профессоров из Европы, США и отчасти России.
Тем временем правительство всеми силами поддерживает создание иностранцами в Китае новых технологических производств – бесплатно предоставляет бизнесу землю, строит здания и всю инфраструктуру. Но за это ты должен выполнить обязательство - обеспечить новые рабочие места в сфере технологий, а государство имеет право использовать любые твои разработки и ноу-хау. Обычно через несколько лет после старта таких бизнес-проектов местные менеджеры, работавшие рядом с тобой, получают предложение от правительства начать свое дело и развивать его дальше без партнерства с иностранцами.
Мне довелось побывать в офисе Huawei - огромной китайской телекоммуникационной компании. Примечательно, что здесь я не увидел ни одного ящика или шкафа без кодового замка или доступа по карточке. Все, даже канцелярские ящики, на замках. На рабочих местах лежат матрасы и спальные принадлежности. Тут принято поспать на работе днем 30-60 минут, к тому же многие по вечерам не едут домой, а остаются ночевать в офисе. Похоже, китайцы еще не привыкли к мысли о том, что перестали быть голодной нацией, и по-прежнему работают как сумасшедшие.
***
Этот материал опубликован в №48 журнала Корреспондент от 7 декабря 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.