Корреспондент: Внеклассная работа. Онлайн-образование бросает вызов академическому
Бесплатные курсы от лучших вузов мира больше не заоблачная мечта. Онлайн-образование бросает вызов академическому и завоевывает миллионные аудитории студентов по всей планете, - пишет Инна Прядко в № 4 журнала Корреспондент от 1 февраля 2013 года
Увольняясь с работы три года назад, Салман Хан, американец индийского происхождения, шел ва-банк. Выпускник Массачусетского технологического университета (MIT), одного из престижнейших вузов мира, он променял солидную должность аналитика в одном из хедж-фондов Бостона на дерзкую мечту.
Хан решил превратить в масштабный самостоятельный проект собственный канал на YouТube, где он несколько лет подряд выкладывал обучающие ролики обо всем на свете - сначала для своей кузины, а затем для десятков, сотен и тысяч пользователей по всему миру.
За последний год оформились три крупнейших проекта- Coursera (240 курсов от 33 лучших вузов мира, включая Принстонский, Стэнфордский и Эдинбургский университеты, Калифорнийский технологический институт и Федеральную политехническую школу в Лозанне), edX (MIT и Гарвардский университет) и Udacity
Мало сказать, что он не прогадал. Академия Хана на YouTube сегодня насчитывает почти 600 тыс. постоянных подписчиков, а количество просмотров бесплатных видеолекций перевалило за 230 млн. Проект спонсируют такие гранды, как Google, а также фонд Билла и Мелинды Гейтс. А основатель академии стал мировой знаменитостью - он регулярно попадает на обложки журналов и в списки самых успешных предпринимателей-новаторов.
На днях Хан получил еще один веский аргумент в поддержку своего проекта: в январе богатейший человек планеты, мексиканский миллиардер Карлос Слим, заявил, что вложит в онлайн-академию $ 300 млн. В обмен Слим пожелал, чтобы к апрелю на испанский язык были переведены около 1 тыс. видеолекций.
Эта история не только успех очередного стартапа, но и воплощение глобальных перемен, назревших в системе образования, где онлайн-курсы завоевывают все более обширную нишу.
И если ролики Хана - скорее любительская, хотя и талантливая попытка объяснить сложное просто, то ядром онлайн-образования являются все же специализированные курсы, предлагаемые ведущими вузами мира.
Люди, которые по семейным, социальным, экономическим, географическим причинам не имели доступа к качественному высшему образованию, теперь могут учиться в Стэнфорде и Гарварде
Так, лишь за последний год оформились три крупнейших проекта - Coursera (240 курсов от 33 лучших вузов мира, включая Принстонский, Стэнфордский и Эдинбургский университеты, Калифорнийский технологический институт и Федеральную политехническую школу в Лозанне), edX (MIT и Гарвардский университет) и Udacity.
“Люди, которые по семейным, социальным, экономическим, географическим причинам не имели доступа к качественному высшему образованию, теперь могут учиться в Стэнфорде и Гарварде”, - очерчивает значение прорыва Дафна Коллер, профессор Стэнфорда и основатель платформы Coursera.
Корреспондент пообщался с Коллер в Давосе, где во время проведения Всемирного экономического форума украинский бизнесмен Виктор Пинчук организовал дискуссию о благотворительности и онлайн-образовании, которое, независимо от его перспектив, участники признали настоящей революцией современности.
Включил, увидел, изучил
Пол Джин Ли, молодой преподаватель-программист из китайского города Сианя, третьего образовательного центра страны после Пекина и Шанхая, восторженно рассказывает Корреспонденту о бесплатном курсе веб-дизайна Human-Computer Interaction (Взаимодействие человека и компьютера), который он недавно окончил на платформе Coursera.
Чтобы получить сертификат от профессора Стэнфордского университета, китаец на протяжении двух месяцев прослушал серию видеолекций, изучил дополнительные материалы, выполнил ряд домашних заданий и финальный проект.
Астробиология, введение в философию, макроэкономика и квантовая физика - онлайн-платформы предлагают сотни курсов от лучших вузов на любой вкус и уровень подготовки
И хотя, улыбается Ли, насыщенная программа стоила ему не одной бессонной ночи, она оказалась гораздо эффективнее аналогичных курсов в его университете и уже пригодилась в работе - Ли также является директором и основателем стартапа Joy Active Software, занимающегося разработкой интерфейсов сайтов и программ для малышей.
“Такие курсы сейчас очень популярны у нас в Китае, - делится Ли. - Некоторые студенты вместо университетских занятий остаются в общежитиях и учатся онлайн”.
Астробиология, введение в философию, макроэкономика и квантовая физика - онлайн-платформы предлагают сотни курсов от лучших вузов на любой вкус и уровень подготовки.
В большинстве из них есть рекомендации о том, какие базовые знания необходимы, можно ли получить сертификат о прохождении курса (как правило, по желанию и за отдельную плату порядка $ 30-100) и чему в итоге научится студент. А вот какого он возраста, национальности, где находится физически и насколько полон его кошелек, значения не имеет.
Лучшее воплощение этих базовых принципов онлайн-образования - Хадиджа Ниази из пакистанского Лахора, которая в десятилетнем возрасте освоила курс Искусственный интеллект от Себастьяна Труна, ведущего разработчика робототехники, профессора Стэнфордского университета и основателя образовательной онлайн-платформы Udacity.
В 11 лет, с отличием окончив курс физики, Ниази стала самой юной его студенткой
В 11 лет, с отличием окончив курс физики, Ниази стала самой юной его студенткой. Теперь ей исполнилось 12, и блестяще говорящая по-английски девочка проходит уже шестую программу, одолев такие непростые курсы, как статистка и дифференциальные уравнения.
Ниази учится наперегонки с братом-одногодком, который вместе с родителями сопровождал ее в Давосе. Здесь девочке рукоплескал не только Трун, но и прочие vip-гости, в том числе Билл Гейтс и основатель Википедии Джимми Уэйлс. К слову, дочь последнего, ровесница Ниази, вообще предпочитает школьным занятиям домашнюю интернетучебу.
Стремительный успех онлайн-образования неслучаен и обусловлен созревшим на него спросом, подчеркивают эксперты.
Рафаэль Райф, ректор MIT и один из тех, кто стоял у истоков онлайн-курсов этого университета, в беседе с Корреспондентом отмечает, что нынешняя популярность таких программ не стала для него сюрпризом.
Райф напоминает, что с тех пор, как 11 лет назад MIT начал выкладывать в Сеть первые лекции - скорее пассивно-информационные, а не обучающие материалы, - около 100 млн человек воспользовались шансом их прослушать.
За десятилетие MIT поделился материалами более 2 тыс. курсов, а с 2012 года ведет совместно с Гарвардом проект онлайн-обучения edX. “Мы знали, что мир хочет учиться”, - говорит Райф.
Современный ритм жизни поднял в цене возможность постоянно обновлять свои знания, что не всегда гарантирует академическое образование
Эта потребность оказалась особенно актуальной лишь сейчас из-за целого ряда факторов, указывают специалисты. Среди них - стремительное распространение высокоскоростного интернета в развивающихся странах, где качество обучения, как правило, уступает европейскому и американскому.
Кроме того, современный ритм жизни поднял в цене возможность постоянно обновлять свои знания, что не всегда гарантирует академическое образование. Да и само оно переживает кризис, полагает Питер Тиль, основатель фонда Founders Fund и один из самых прозорливых инвесторов современности.
Именно Тиль стоял у истоков таких компаний, как PayPal и LinkedIn, а также стал первым крупным инвестором Facebook, вложив в него $ 500 тыс. и впоследствии заработав на продаже акций соцсети около $ 1 млрд.
Сегодня, по мнению Тиля, индустрия высшего образования старого образца представляет собой очередной мыльный пузырь, где качество не оправдывает затраты. Так, стоимость диплома в США с 1980-х годов возросла в среднем на 400 %, многократно опережая темпы инфляции, возмущается он.
А многие знания, полученные в аудиториях, неприменимы, вторит ему Гейтс.
“Есть огромный потенциал для новаций [в образовании], - считает Тиль. - При этом нужно учесть недостатки системы, которая работает все хуже и хуже”.
Учебные тревоги
Онлайн-курсы в их нынешнем формате - лишь предвестники по-настоящему кардинальных перемен в образовании, уверен Ларри Саммерс, известный американский экономист и в прошлом - ректор Гарварда.
Для дальнейшего завоевания аудитории интернет-академиям предстоит решить несколько назревших проблем, констатируют эксперты. Гейтс даже посулил скорое забвение большинству этих проектов, если они не сделают шаг вперед.
Среди таких проблем, к примеру, - необходимость контролировать честность онлайн-пользователей
Среди таких проблем, к примеру, - необходимость контролировать честность онлайн-пользователей. Уже сейчас ряд университетов выдают сертификаты лишь студентам, сдающим итоговый экзамен в специальном центре тестирования.
Еще один открытый вопрос - модель финансирования образовательных платформ. Самые крупные из них открылись лишь недавно и пока существуют на деньги филантропов, инвестиции крупных корпораций или самих же университетов.
Впрочем, убеждена Коллер, со временем такие проекты должны будут найти собственные пути заработка. Так, уже сейчас ее Coursera пытается продавать работодателям контакты своих лучших студентов. А Трун видит перспективу в финансировании онлайн-образования со стороны промышленности, заинтересованной в квалифицированных кадрах.
Первопроходцы сферы единодушны лишь в том, что доступ к такому обучению должен быть бесплатным. Так что часть расходов неминуемо останется за филантропами, считает Пинчук, уже заявивший о намерении вложить средства в перевод онлайн-курсов на русский и украинский языки, а также, возможно, в развитие подобных проектов на глобальном уровне.
Пока что вызывает споры и психологическая готовность миллионов студентов к самомотивации - обязательному условию эффективности онлайн-образования, наличием которого может похвастать меньшая часть обучающихся.
Еще один открытый вопрос - модель финансирования образовательных платформ
Кроме того, дистанционные студенты лишены возможности офлайн-общения с коллегами и преподавателями, в то время как именно социальная среда часто составляет главную ценность массовых активностей, включая образование, подчеркивают специалисты. Ведь люди платят за футбольный матч на шумном тесном стадионе, а не за его просмотр в уютной домашней обстановке, иронично сравнивает Саммерс.
Поэтому вряд ли стоит ожидать полного замещения академических вузов их онлайн-собратьями, подводит итог Райф. Однако, по его словам, все университеты будут вынуждены адаптироваться к внедрению таких проектов.
“Потребность людей в образовании длиной в жизнь и спрос со стороны студентов, не имеющих доступа к академическим курсам, - вот главные стимулы [развития онлайн-образования]”, - прогнозирует ректор MIT.
***
Этот материал опубликован в №4 журнала Корреспондент от 1 февраля 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.