Корреспондент: Куда уехал цирк. Украинских акробатов и клоунов расхватывают лучшие цирки мира

27 февраля 2013, 10:41
💬 0
👁 938

Украинских акробатов и клоунов, едва успевших окончить вуз, расхватывают лучшие цирки мира. Советская школа циркового искусства по сей день в цене, - пишет Екатерина Иванова в № 7 журнала Корреспондент от 22 февраля 2013 года

Что чувствует человек, жонглирующий 14 шарами, когда на него восхищенно смотрит принцесса Монако Стефания, с недавних пор известно Александру Кобликову, 22-летнему цирковому артисту из Донецкой области.

Он и еще пятеро украинцев предстали в январе перед европейской публикой на самом престижном в цирковом мире Международном фестивале в Монте-Карло - и удачно: заняли три призовых места. Акробатам Николаю Щербаку и Сергею Попову достался Золотой клоун, Кобликову - Серебряный, а клоунскому трио Экивоки - Бронзовый.

Тишина в несколько секунд, возникшая сразу после того выступления до момента, когда зал взорвался аплодисментами, показалась Кобликову вечностью. “Я знал, что это лотерея, был готов к любым вариантам”, - признается он Корреспонденту.

Впрочем, триумф украинцев на главной арене мира трудно назвать случайностью: представители отечественной цирковой школы неоднократно брали призы международных конкурсов. Хотя сразу три цирковых Оскара Украина взяла впервые.


Дмитрий Никоноров/Корреспондент
Лучших студентов киевской цирковой академии приглашают в западные труппы прямо на выпускном экзамене


Юрий Поздняков, тренер Кобликова, декан факультета циркового искусства и завкафедрой эквилибристики и жонглирования в Киевской муниципальной академии эстрадного и циркового искусств, не скрывает радости - победу ученика он считает общей. “Я теперь спать с этим Клоуном [статуэткой] буду”, - улыбается тренер.

А вот с подопечным ему вскоре предстоит расстаться: Кобликов оканчивает пятый курс, а затем, вероятнее всего, уедет работать за рубеж. Всем украинским победителям в Монте-Карло предложили контракты в Западной Европе.

Хотя для украинских артистов это в порядке вещей: примерно половине выпускников главного циркового вуза страны предлагают работу в ведущих зарубежных цирках и театрах-варьете, отмечает Поздняков. Зарубежные импресарио присматривают юные дарования еще на этапе сдачи госэкзамена.

Почему молодежь игнорирует работу на родине, для экспертов очевидно: программы отечественных арен по своему уровню застряли в советском прошлом, а заработки жонглеров, акробатов и клоунов здесь в разы ниже европейских. Вместе с тем киевская цирковая школа в мире по-прежнему является знаком качества.

“Теперь считается, что хорошее шоу без украинцев сделать нельзя”, - резюмирует Артем Бадалян, директор немецкой продюсерской компании Art of Artistic, который уже много лет “поставляет” в европейские цирки и шоу таланты из Украины.

Клоуны на экспорт

Золотой призер одного из самых престижных цирковых фестивалей, Цирк будущего, Кобликов перед выходом на арену в Монте-Карло волновался, как дебютант. Перед ним выступали слоны из Испании, танцующие диско, и жонглер-украинец на их фоне мог показаться зрителям несколько пресным.

Однако козырь Кобликова подействовал безотказно и на эту аудиторию: он единственный в мире профессиональный цирковой артист, жонглирующий сразу 14 шарами, и премьера этого рекорда состоялась как раз в Монте-Карло.

К тому же выступление Кобликова не просто манипуляция с мячами. Номер Пьяный морячок стал режиссерским экспериментом Тараса Позднякова, основателя и креативного директора украинского циркового проекта Rawart, главная идеология которого схожа с арт-хаусом в мире кино.

Дар удивлять жюри фестиваля рассмотрело и оценило и в трио Экивоки, состоящем из Георгия Кириченко, Дмитрия Николенко и Юрия Павлычко. “Принцесса Стефания аплодировала им стоя”, - ярким мазком завершает картину украинского триумфа в Монте-Карло Александр Белогуб, преподаватель академии, режиссер-постановщик номеров трио.


Дмитрий Никоноров/Корреспондент
Александр Кобликов - мировой рекордсмен по жонглированию одновременно 14 шарами


Еще десять лет назад эта троица училась в киевской академии, а о таком не смела и мечтать. В 1999-м ребята вошли, по сути, в первый набор на отделение клоунады - со времен распада СССР поступать туда просто не было желающих.

В Экивоки они объединились в студенческие годы, начинали с корпоративных вечеринок в Украине, затем участвовали в уличных фестивалях в Польше и Бельгии и наконец были приглашены на работу во Францию, в шоу Пьера Ришара.

"Планируем и до Cirque du Soleil добраться", - делится планами Кириченко, называя всемирно знаменитый канадский цирк, славящийся масштабными постановками. Предложение о сотрудничестве оттуда уже получил один из Экивоков - Николаенко.

А вот к обладателям Золотого клоуна акробатам Щербаку и Попову успех пришел почти молниеносно. Профессиональные спортсмены, двукратные чемпионы мира и Европы по спортивной акробатике, завершив спортивную карьеру, в 2010 году подались на телевидение - в шоу Україна має талант.

Вскоре о них узнала не только вся страна, но и дальнее зарубежье - акробатов пригласили выступать в варьете в Германии. До триумфа в Монте-Карло в их резюме значились победа в конкурсе Цирк будущего в Париже, а также работа в тамошнем всемирно известном шоу Мулен-Руж.

Сегодня Щербак и Попов обеспечены контрактами на два с половиной года вперед - их ждут в Голландии, Германии и Беларуси.

Советский цирк благодаря зарубежным гастролям знали и высоко ценили за рубежом, а независимая Украина унаследовала эту школу

Без украинских артистов нынче редко обходятся цирковые труппы мира, утверждают эксперты. Советский цирк благодаря зарубежным гастролям знали и высоко ценили за рубежом, а независимая Украина унаследовала эту школу. Сегодня же, после громких побед на международных фестивалях, интерес к отечественным эксцентрикам и эквилибристам вырос в разы.

У выпускников киевской академии, по мнению Бадаляна, две сильные черты: во-первых, высокая техника исполнения, во-вторых, креативность - они умеют создавать яркие концептуальные сюжеты для шоу-номеров, что особо ценится в западном цирке.

“Мне нравится их восприимчивость, драматический артистизм, они открыты всему новому и большие трудяги”, - сыплет комплиментами в адрес выходцев из Украины Филипп Агоге, главный специалист по подбору акробатических талантов в Cirque du Soleil.

Представители этого цирка, а также их коллеги из знаменитых Knie (Швейцария), Fratellini (Франция), Circus Kron (Германия) и многих других популярных европейских трупп ежегодно съезжаются на госэкзамен киевской академии, проходящий в формате представления, как на ярмарку труда. И в результате некоторым молодым артистам предлагают подписать контракт сразу после выступления.

В смотринах заинтересованы и педагоги вуза - вслед за воспитанниками им также предлагают работу за рубежом, чаще всего - проведение мастер-классов.

Начинающий труженик европейской арены получает за один выход на манеж в среднем 200 евро и в месяц зарабатывает минимум 4,8 тыс. евро.

В Национальном цирке Украины гонорар артиста значительно ниже. “У нас самая большая ставка - у дрессировщицы хищников, - рассказывает Людмила Шевченко, генеральный директор цирка. - За один выход в клетку [во время представления] - 420 грн., а в месяц у нее 8 тыс. грн. получается”.

Бабушкино шапито

Все опрошенные Корреспондентом украинские артисты признались, что с радостью работали бы на родине, но то, что им могут предложить отечественные цирки, далеко от идеала, и не только с финансовой точки зрения.

Главная проблема украинского цирка в том, что он безнадежно отстал, констатируют эксперты: подача и антураж номеров не менялись с советских времен, костюмы с блестками давно вышли из цирковой моды, а в трюках безупречной осталась разве что техника.

“Очень много безвкусицы”, - категоричен Владислав Кривоногов, украинский иллюзионист, долгое время работавший в швейцарском Salto Natale, немецких театрах и варьете Winter garten, Palazzo, Apollo.

Современный цирк Европы и США абсолютно иной, убеждены эксперты. Здесь правит бал не устаревшая классика, а модерн, сочетающий элементы пантомимы, танца и драматического театра. Представление это не ряд чередующихся номеров, а сквозное концептуальное действо, подобное спектаклю или балету, как правило, дорогостоящее. В одно шоу, как у Cirque du Soleil, инвестируется до 80 млн евро.

Индустрия канадского цирка с огромными цехами и павильонами сравнима по масштабам с крупнейшими американскими кинокомпаниями. И эта фабрика грез открыта для выходцев из Украины в гораздо большей степени, чем Голливуд.


Дмитрий Никоноров/Корреспондент
Конек украинской цирковой школы - техника исполнения, которую в Киевской академии циркового искусства оттачивают до совершенства


“Наши выпускники в Cirque du Soleil задействованы в шоу не как артисты массовки, а работают со своими сольными номерами, срежиссированными здесь, в Украине, режиссерами-постановщиками академии. Это о чем-то говорит”, - подчеркивает Анна Лященко, советник ректора по творческим вопросам киевской академии, и уточняет: западных импресарио привлекают выпускники не просто с набором определенных трюков, а артисты с готовыми номерами.

“Ты должен не просто выступить, ты должен рассказать историю - неважно, клоун ты, жонглер или акробат”, - описывает Бадалян главное требование к любому артисту, претендующему на то, чтобы попасть в настоящее шоу. С этим задачами украинские артисты нередко справляются лучше европейских коллег, уверен он.

Конек украинской школы - техника исполнения, которую оттачивают до совершенства. Когда Кобликов поступал в академию, он не дотягивал даже до абитуриентских требований - жонглировал лишь четырьмя предметами, а не пятью. Но тренер рассмотрел в нем будущего виртуоза. Свой первый рекорд, жонглирование десятью шарами, Кобликов установил в 19 лет.

А вот эффективному менеджменту в отечественной цирковой школе не учат, сожалеет Бадалян. “Создать продукт - это одно, продать - самое сложное, - объясняет он бедственное положение украинских цирков. - В Европе есть такие продавцы, и поэтому в Европе есть и такие [замечательные] шоу”.

Причем специалисты убеждены: даже классический цирк, преобладающий в Украине, при другой подаче можно сделать “классным, а не нафталиновым”. Однако давать молодым режиссерам возможность делать современные шоу директора цирков боятся: не уверены, что новаторская постановка окупится.

“И до тех пор, пока целевой аудиторией цирка в Украине остается бабушка с внуком, не будет [современного] цирка”, - заключает Поздняков.

Лучшие арены

Самые известные цирки мира

Швейцарский национальный цирк Knie, Раперсвиль, Швейцария  
Год основания: 1803 
Цирк принадлежит седьмому поколению старейшей цирковой династии Кни. Сегодня его труппа состоит из 200 артистов из 16 стран и более чем 100 животных. Дополнительно цирк содержит в городском зоопарке более 300 животных

Circus Krone, Мюнхен, Германия  
Год основания: 1905 
Крупнейший европейский стационарный цирк на 5 тыс. мест, площадью около 3 кв. км и собственной инфраструктурой в городе – школами, мастерскими, кухней, пожарной частью, генераторами

Цирковая академия Фрателлини, Париж, Франция  
Год основания: 1974 
Единственный в Европе центр циркового искусства, совмещающий профессиональное обучение и постановку представлений. Основала академию Анни Фрателлини – первая европейская клоунесса, героиня фильма Федерико Феллини Клоуны

Cirque du Soleil, Монреаль, Канада 
Год основания: 1984 
Самый дорогой цирк в мире с годовым оборотом более $ 1 млрд и труппой из 5 тыс. человек, что позволяет представлениям цирка проходить одновременно в разных странах как в рамках гастролей, так и стационарно

Shanghai Circus World, Шанхай, Китай 
Год основания: 1999 
Самый большой цирк в мире площадью 22,5 кв. км с акробатическим манежем, манежем для животных, а также культурно-развлекательными и торговыми помещениями

Salto Natale, Цюрих, Швейцария  
Год основания: 2002 
В ежегодно устанавливаемой на шестинедельный рождественский сезон палатке площадью 6 кв. км кроме площадок для представлений размещены многочисленные рестораны и кафе. Посещаемость цирка - 60 тыс. зрителей в год

Al Saheel, Дубай, ОАЭ 
Год основания: 2009 
Уникальный в своем роде конный театр. В самом популярном шоу цирка участвуют 44 дрессированные лошади и 30 всадников. Представление состоит из 25 разных номеров общей длительностью 90 минут

Данные информационно-справочной службы Корреспондента.

***

Этот материал опубликован в №7 журнала Корреспондент от 22 февраля 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: журнал Корреспондент цирк артисты Монте-Карло