Дизайн сегодня: в тренде стальная кровать
Стратегии выживания дизайна в мире, где и так слишком много вещей, были представлены на Международном фестивале дизайна DMY. Корреспондент DW оценивает главные из них.
В Берлине прошел Международный фестиваль дизайна (DMY). Около 500 дизайнеров выставили в ангарах бывшего аэропорта "Темпельхоф" свои работы, большую часть которых составляли предметы мебели и интерьера. Основные тренды этого года - прагматичность, утилитарность, а также, судя по всему, инфантильность и самоирония. И это вполне объяснимо.
Против течения
Заниматься дизайном в наше время непросто. Дизайнер вынужден работать в ситуации изобилия, переизбытка вещей: кажется, ну что еще можно придумать с обычным стулом? При этом достаточно хотя бы посмотреть на столетнюю эволюцию радиоприемника, чтобы понять: пик "хорошей формы" пройден. Современный дизайнер, если он не работает, скажем, на такую инновационную компанию, как Apple, вынужден, в принципе, разгребать завалы придуманного и изготовленного ранее. Он противостоит напору индустрии потребления, с маниакальным упорством сокращающей срок жизни предметов.
Именно поэтому в экспозиции DMY так много объектов, изготовленных из, так сказать, "вторсырья", из отслуживших вещей: ламп из железных терок и велосипедных колес, мебели из коробок, современных аудиосистем в корпусах старинных радиоприемников... Если же и создается что-то новое, то это либо развлечения так и не повзрослевшего креативного класса (кресла в виде животных, громадные неваляшки для снятия стресса, гигантский плюшевый медведь, которого подвесили к потолку польские дизайнеры), либо то, что сделано, так сказать, "на века".
Мужская мебель
Мебель, которую делает берлинское дизайнерское бюро Noodles & Noodles, можно назвать мужской. Это соединение стали и дерева: шкафы-сундуки, квадратные кресла. Все выглядит так, будто способно послужить еще и внукам покупателя. Любопытно, однако, что подобные образцы кресел и диванов оккупировали как раз девушки.
Вольфганг Алерс (Wolfgang Ahlers) и выглядит как человек, изготавливающий именно такую мебель: респектабельным и несколько утомленным. "Это надежная и красивая вещь", - говорит он, отвечая на мой вопрос, почему стоит купить именно его дизайнерскую кровать, а не стандартный образец из IKEA. "Мы делаем такую мебель, которая способна пережить немало переездов и послужить нескольким поколениям", - подчеркивает Алерс. Заметьте: ни слова об эксклюзивности и модном берлинском бренде. И модном тренде - потому что подобную мебель представляют и другие дизайнеры.
А вот еще пример: панельные бетонные многоэтажки, имидж которых в Германии, как говорится, "ниже плинтуса", несмотря . Строительная компания Wohnbaugesellschaft Berlin-Mitte наняла целую команду дизайнеров и основала проект "Каждый квадратный метр имеет значение", чтобы исправить репутацию стандартных монстров из спальных районов. "Квартиры в этих домах удивительно прагматичны, - считает представитель проекта Штеффи Пианка (Steffi Pianka). - Планировка хорошо продумана, но ее можно и изменить. В этих квартирах много стен, которые не являются несущими, поэтому их легко можно снести. Молодежь, например, таким образом устраивает кухни по американскому образцу".
Компания разрешает снимающим квартиру жильцам сносить ненужные перегородки, причем после окончания аренды восстанавливать их не нужно. Есть даже специальная дизайнерская мебель из доступных материалов, изготовленная специально для таких квартир.
Цель Wohnbaugesellschaft Berlin-Mitte ясна - привлечь в бетонные многоэтажки, оставшиеся с социалистических времен, молодых и креативных жильцов. Вслед за ними подтянутся и другие, а в результате цены на недвижимость вырастут. Но это еще и пример того, как дизайнеры, не изобретая велосипеда, улучшают и оптимизируют то, что было создано до них. Не способствуют появлению тысяч псевдоновых бесполезных вещей, а корректируют ход истории. Без сомнения, достойное занятие.
Источник: Русская служба DW