146 километров Берлина: подземная эстетика мегаполиса
Если изгибы и переплетения маршрутов берлинской подземки – это карта изломов истории некогда разделенной немецкой столицы, то ее станции – это энциклопедия немецкого дизайна.
Как и миллионы туристов, каждый год приезжающих в Берлин, австралийка Кейт Сибрук с фотоаппаратом в руках спустилась в метро. Ей предстояло проехать по самому длинному подземному маршруту в городе - 32-километровой линии U7, чтобы снять столичные ландшафты, каких не увидишь на почтовых открытках. Но она передумала. "Почему бы не запечатлеть сам путь, а не место назначения?" - подумала Кейт.
Подолгу задерживаясь на разных станциях метро, разглядывая дикую мешанину стилей, материалов и красок, использованных в их оформлении, Сибрук поняла, что открыла новую, удивительную сторону Берлина, на которую обычно не обращают внимания.
Эта идея так вдохновила австралийку, что она отсняла все 173 станции каждой из десяти линий берлинской подземки. Кейт выходила на каждой остановке, делала снимки и буквально через пять минут садилась на следующий поезд. В конечном итоге, преодолев расстояние в 146 километров, Кейт Сибрук собрала пеструю фотомозаику, наглядно демонстрирующую, что берлинское метро - это подземная сокровищница декора разных стилей и эпох.
Дизайнерская машина времени
Классические украшения из керамической плитки на станции Fehrbelliner Platz, построенной в 1913 году на деньги процветавшей тогда местной буржуазии, сменяются четкой и геометричной, похожей на детали конструктора Lego отделкой входа 1971 года, особенно бросающейся в глаза на фоне массивных серых зданий периода национал-социализма. "Это уникальная станция, своеобразная машина времени! - говорит фотограф. - Вот начало XX века, а стоит пройти два шага – и ты уже в 1970-х годах".
И правда: достаточно спуститься с платформы линии U3 на платформу U7, не покидая станции Fehrbelliner Platz, как взгляд притягивают пестрые оранжево-желтые цветовые блоки с деталями футуристически-китчевого дизайна – такими, например, как гигантские стрелки, указывающие направление движения поезда.
Фото: Кейт Сибрук, DW
Линия U7 была построена в западной части Берлина во времена разделенной Германии как альтернатива параллельному кольцевому маршруту, проходившему по ту сторону Стены, в Восточном Берлине. Поэтому ее можно считать символом исторического и градостроительного разобщения немецкой столицы.
"Здесь прослеживается и то, как поп-арт 1970-х перетекает в постмодернизм 1980-х годов. Это своеобразная шкала эволюции дизайна", - рассказывает Кейт Сибрук. Одна из ее любимых станций - Pankstrasse, остроенная в 1970-е годы, в разгар "холодной войны" . Эту станцию метро спланировали и построили как потенциальное бомбоубежище на случай ядерной атаки, так же как и остановку Hermanstrasse на южном конце той же линии U8. Случись атомная катастрофа в действительности, тысячи берлинцев могли бы провести в этом бомбоубежище до нескольких недель.
Подземный город задает ритм наземной жизни
Метро - это истинное лицо большого города, скрытое от тех, кто наверху. В Берлине возносящаяся буква "U" на синем фоне – это верстовой знак для каждого конкретного района. Кучность таких радостей жизни как еда, выпивка, шоппинг и танцы в Берлине напрямую зависит от близости вездесущей буквы "U". Сравнительно молодой возраст Берлина как мегаполиса означает, что мышцы города органично обрастают кости скелета, коим является подземный лабиринт метро. И хотя подземки Лондона и Парижа могут похвастать большим количеством станций, в Берлине более развиты транспортные инфраструктуры, если принимать во внимание количество жителей. Это единственная транспортная сеть в Европе, способная теоретически служить вдвое более крупному городу.
Фото: Кейт Сибрук, DW
Определенную роль здесь сыграли, в частности, печально знаменитые "станции-призраки", вновь введенные в эксплуатацию после воссоединения Берлина, в начале 1990-х годов. В эпоху "холодной войны" эти станции западноберлинских веток, оказавшие под Восточным Берлином, были закрыты. На них не было ничего живого, не считая круглыми сутками скучавших вооруженных гэдээровских солдат. Эти станции тоже стали своеобразным символом разделения и последующего объединения города.
По словам историков, Берлинская стена вообще помогла метро выжить, встав на пути реализации плана превращения столицы Германии в город автомобилей. Если бы не Стена, большая часть района Кройцберг, например, сейчас была бы скоростной автострадой.
Памятник деформированному мегаполису
Когда Западный Берлин стал сдабривать новые подземные станции хорошей порцией современного дизайна, в Восточном тоже решили не отставать. 750-летняя годовщина города была отмечена в гэдээровской части размещением на стенах станции M?rkisches Museum исторических карт с политическим подтекстом. Буквально год спустя, после падения Берлинской стены, этот декор сразу оказался морально устаревшим.
Фото: Кейт Сибрук, DW
На стенах западноберлинской станции Fehrbelliner Platz линии U3 тоже можно найти исторические изображения – черно-белые фотографии бытовых и уличных сценок. Работы Хайнриха Зилле (Heinrich Zille), летописца бедных районов, тоже развесили в метро к 750-летнему юбилею города. "Самое любопытное - то, что фотографии пролетарских окраин были размещены именно на этой станции, располагавшейся в престижном районе, где селились вполне зажиточные люди, - объясняет фотограф. - Это еще один пример того, как Берлин преодолевает свое прошлое".
Меньше чем за три евро берлинское метро предлагает не просто поездку из пункта А в пункт Б. Оно приглашает совершить путешествие во времени, предоставляет шанс открыть для себя и оценить по достоинству скрытую эстетику мегаполиса с изломанной судьбой.