Вспоминая 70-е. Шумная тайга, зарплата в 360 рублей и таинственная женщина из Донецка
20 сентября в Национальном художественном музее в Киеве открывается первая масштабная выставка художников-семидесятников Тихий протест 70-х. В ее поддержку на сайте Корреспондент.net проходит спецпроект, в рамках которого украинцы делятся воспоминаниями о жизни в 70-х годах.
Рассказывает Людмила Павловна Постол, 65 лет, пенсионер. В 70-е годы - экономист механизированной колонны №126 ОАО Запбамстроймеханизация на строительстве Байкало-Амурской магистрали:"После окончания высших учебных заведений следовало распределение - студенты могли сами выбирать место работы на последующие три года. Самые смелые отправлялись в дальние уголки Союза. Рига, Таллин, Ленинград, Москва, Ташкент, Бухара, Самарканд - все это мне, активной путешественнице, было уже неинтересно. В 1975-м, закончив Саратовский техникум, я с двумя подружками отправилась на БАМ, в поселок Якурим Усть-Кутского района. За ним шла дорога на Звездный - в то время последнюю точку Байкало-Амурской магистрали.
Читайте также в рамках проекта Тихий протест 70-х:
Дорога заняла пять дней. Сначала добирались из Саратова до Москвы, оттуда - на Север. Наконец, приехали. Был выходной: по поселку шатались сплошь мужчины, все пьяные. А тут мы - такие городские, в коротких юбках, с вытаращенными глазами. Но делать нечего - взяли себя в руки и пошли в трест, где никого, кроме пожилого сторожа, не встретили. Он нас приютил, повел на речку купаться (вода была очень чистой, но жутко холодной), а потом вдруг достал бутылку коньяка, откуда-то появился какой-то его приятель. Мы перепугались, схватили сумки с документами и, наврав, что идем встретить друга, удрали. После долгих попыток нашли управляющего трестом. Стоим перед ним, губы дрожат, я, кажется, первой заплакала. Он смотрел, смотрел, потом говорит: "Ну что, домой хочешь?" Я сказала: "Нет, не хочу". Интересно, что в итоге только я, вроде бы самая нежная, осталась на БАМе. Отдел кадров распределил нас с подружками по разным местам - мне, например, досталась Вихоревка Братского района, добираться до которой нужно было ночь на поезде. А девочки уже через месяц прислали письма, что вернулись домой и любуются набережной Волги.
Я тем временем получила должность экономиста 126 механизированной колонны треста . В семидесятые Вихоревка была небольшим, но перспективным поселком, основу которого составляли леспромхозы, лечебно-трудовые профилактории и мехколонны, занимавшиеся прокладыванием железнодорожного полотна. Леспромхозы днем и ночью заготавливали лес, поэтому тишины эта тайга не знала: по улицам взад-вперед ездили гусеничные , трехосные , немецкие и другая техника. Тротуаром служили обычные доски, подпрыгивавшие при ходьбе.
Люди постарше приезжали в Вихоревку зарабатывать на квартиру детям или автомобиль. Молодежь попадала сюда по распределению, было много ребят из Прибалтики и Украины, как вот мой будущий муж. Помню, еще в первый день работы зашла в отдел, смотрю - сидит какой-то лысенький. Ясно, что моложе меня. Одним словом, вниманием я парня не удостоила. Но уже через полгода вышла за него замуж. Предложение он мне сделал 8 марта, во время танца. Свадьбу праздновали трижды: в Вихоревке, в Саратове и у родителей жениха - в Украине.
Сначала нас поселили на окраине поселка в электрообогреваемом вагончике. Потом выделили квартиру в щитосборном доме, в котором жили четыре семьи. Из утвари было только необходимое: холодильник, кухонный стол, кровати, четыре стульчика и телевизор. Мебель мы не покупали, казалось, что не за чем - ведь задерживаться в Сибири никто не собирался.
Зимы в Сибири были холодными, но без больших морозов. За пять лет только однажды температура упала до сорока пяти градусов ниже нуля. Конечно, погодные условия отражались на продуктах. Возле дома мы разбили небольшой огород, на котором выращивали только ранние сорта картошки, а собранные летом грибы или шинкованную капусту хранили просто в тамбуре.
На БАМе не знали, что такое дефицит или очередь. Например, все могли свободно купить шоколад. Кроме того, нам выдавали пайки и даже японские тулупы. Можно было написать заявление на получение любой модели - в течение трех лет из зарплаты высчитывалась определенная сумма. По прошествии этого времени человек забирал автомобиль.
При этом зарплаты мы получали высокие. С разными надбавками выходило около 360 рублей. Первой купленной мною вещью стала шуба, потом еще одна. Но покупать много мы не стремились, хотя в местном спецмагазине продавались японские, финские, немецкие вещи. Однажды приехала женщина из Донецка, скупала все: и песцов, и соболей, и японские сервизы. Тогда мы удивлялись - зачем ей столько вещей?
Так прошли пять лет нашей жизни. В конце семидесятых мы вынуждены были вернуться в Саратов, потом перебрались в Украину. Из Вихоревки уезжали, как из родного дома. До сих пор для нас БАМ - не только тяжелая работа или хорошие заработки, но и особые человеческие отношения, ощущение значимости своего труда. А с этим не так просто расстаться.
Как сообщал Корреспондент.net, 20 сентября в Национальном художественном музее откроется выставка Тихий протест 70-х. В экспозицию войдут более 120 работ, большинство которых будут выставлены впервые.
По словам куратора выставки Евгения Березницкого, это первая системная попытка исследовать феномен украинского искусства 70-х годов 20-го столетия и открыть зрителю один из наименее изученных периодов в истории украинской культуры.
Семидесятые - знаковое время в украинской культуре, связанное с именами Сергея Параджанова и Василия Стуса, время всесоюзных строек - ЧАЭС, БАМа и индустриализации Сибири. Это период внутренней эмиграции советских граждан, время фарцовщиков, причесок "под битлов", потертых джинсов и бобинных магнитофонов с записями Владимира Высоцкого(чьи полуофициальные концерты собирали тысячи зрителей). Тихий протест… - зеркало эпохи, возможность вспомнить, "как это было", испытать чувство ностальгии, и понять, чем жило поколение 70-х.
Художники-семидесятники принимали участие в официальных выставках, но многие из них уходили в андеграунд, создавали собственную среду и находили своего зрителя на "квартирных выставках".
Тихий протест 70-х представит лучшие живописные и графические работы (пейзажи, портреты, сюжетные композиции) более двадцати авторов, среди которых один из последовательных адептов сурового стиля Владислав Мамсиков, мастер лирической картины Зоя Лерман, одесский нонконформист Олег Соколов, основатель панического реализма Петр Беленок, мэтр натюрморта Валентин Реунов и другие. Выставка продлится до 20 октября.
Сайт предлагает своим читателям поделиться своей историей о 70-х с нашей аудиторией. Свои истории c фотографиями присылайте на адресkoreditor@korrespondent.net c пометкой Вспоминая 70-ые.
Присоединяйтесь к коммьюнити Корреспондент Lifestyle&Fashion на Facebook и группе Корреспондент Lifestyle&Fashion вКонтакте