Московская фауна: тараканы исчезают, а у собак развивается социальный интеллект
Ученые, занимающиеся изучением поведения животных, отмечают, что в последнее время в Москве исчезают постоянные спутники человека - тараканы.
Как заявил этолог Андрей Неуронов во время, количество молодых особей тараканов уменьшается от поколения к поколению. По одной из версий, это происходит из-за изменения качества продуктов.
В ходе онлайн-конференции, посвященной приспосабливанию городских животных к жизни в мегаполисе, Андрей Неуронов рассказал о приятных и неприятных сюрпризах, которые могут преподнести горожанам "братья меньшие".
В частности, можно ожидать возвращения белок в московские парки. В Москве, по словам Неуронова, уровень стресса для белок очень высок, и в поисках убежища эти зверьки иммигрировали в Подмосковье. Но когда стрессоустойчивость популяции повысится, они могут вернуться в московский мегаполис.
А вот соловьи, которых некоторые москвичи слышали даже в арбатских переулках, - нечастые гости в Москве, поскольку их основные конкуренты - вороны - разоряют соловьиные гнезда. Вернуть соловьев в Москву можно, по словам Неуронова, только с помощью человека.
Из диких зверей в большом городе "процветают" мелкие и ведущие ночной образ жизни животные - мелкие совы и некоторые летучие мыши.
Неизменные соседи горожан - бродячие собаки - демонстрируют чудеса приспосабливаемости. Горожане отмечают, что некоторые псы, переходя дорогу, ведут себя в точности как люди: смотрят сначала налево, потом направо.
"Дворовые жучки живут в московском мегаполисе уже на протяжении многих столетий, - говорит Андрей Неуронов. - Особенно при сильном развитии техники и техногенных проявлений человеческой деятельности, они постепенно социально приспосабливаются к жизни в городе. Методом проб и ошибок они выясняют самые безопасные пути миграции по городу, и, кстати, это закрепляется генетически у их потомства".
У таких собак превосходная социальная адаптируемость и хорошая топографическая память, благодаря которой они могут даже ездить в общественном транспорте, безошибочно определяя "свою" остановку.
У животных формируется комплексная ориентация по фоновым шумам (объявлениям и т.п.), запахам, временным промежуткам, и, в меньшей степени, визуальными раздражителями. Таких "гастролеров" немного, и они успевают сохранить свой генофонд в последующих поколениях.
Помимо собак, социальный интеллект развивается у ворон, а также, в индивидуальном плане, у котов - как отмечает Неуронов, у них повысилась способность к манипуляции различными предметами.
Разные источники учета численности бездомных собак, который проводится, в основном, по обитающим рядом с метро популяциям, насчитывают в Москве от 15 до 30 тысяч особей. Учет численности кошек, по словам Неуронова, практически не производится совсем.
С бездомными животными ведут борьбу власти, но, как отмечает ученый, в случае их победы на смену собакам и кошкам придут крысы.