Французская кухня. Добро пожаловать в парижский Шоколэнд
В этом году Салон шоколада в Париже проходит под знаком магии. На афишах салона, на которые оборачиваются на улицах маленькие и большие парижане, - вопрос: "Почему шоколад - это волшебство?". Действительно, почему?
Разные люди, тем или иным образом причастные к шоколадной магии, ответят по-разному. Историки скажут, что шоколад всегда считался напитком богов, а бобы какао - божественным фруктом, пишет Гелия Певзнер, автор рубрики Французская кухня Русской службы Radio France Internationale.
Наибольшим спросом пользуются плитки шоколада, они опережают и конфеты, и муссы и просто какао. В день каждый французский ребенок съедает 12 грамм шоколада, а взрослые - семь. Шоколад - символ французского стиля жизни, art de vivre, именно во Франции работают лучшие мастера шоколадного дела, экспортирующие свою продукцию во все страны света от США до Японии.
Во время Шоколадного салона в Париже проходит, как обычно, конкурс на звание Лучшего шоколадного мастера. В прошлом этого звания удостаивались такие знаменитые мастера как Кристоф Мишалак, Аоки, Жан-Поль Евен, и многие другие. В соседних залах пройдут конференции - посвященные экологическим проблемам, связанным с огромным ростом потребления шоколада в наши дни, и другие циклы лекций, конференций и обсуждений - об истории шоколада, о его лечебных свойствах, и о последних тенденциях шоколадного искусства.
Читайте также в разделе Lifestyle&Fashion:
Дерево, приносящее какао бобы, само по себе обладает почти магическими свойствами. В отличие от многих других растений, например, от перца чили, его соплеменника, завоевавшего планету, оно никогда не путешествовало - вплоть до XIX века. Но шоколад все чаще встречается на наших столах, и исконного, мексиканкого или венесуэльского, давно стало не хватать. Огромные плантации какао были тогда посажены в Африке, а в наше время тонкие ценители стали возвращаться к исконным сортам. У шоколада, как и у вина, есть свои гран крю, свои миллесиме и свои терруары.
Свои территориальные завоевания и победы шоколад начал в качестве лечебного средства.
Великий гастроном Брийя-Саварен, когда его спрашивали, что такое здоровье, отвечал: "Шоколад!" В чем именно заключается его терапевтическое свойство, никто в точности не знает, но оно, несомненно, есть. Шоколад содержит множество антиоксидантов, это антидепрессант, антистрессовое средство, и он поддерживает работу сердца. Согласно опросу, проведенному в марте 2012 года, 42 % французов прибегают к шоколаду, чтобы бороться с временными депрессиями и просто плохим настроением.
Шоколад родом из Латинской Америки, но его второй родиной можно, несомненно, считать Францию. Именно здесь искусство работы с шоколадом достигло высшей степени артистичности. Неслучайно и салон тоже родился в Париже, хотя с тех пор он стал международным мероприятием, и регулярно проходит в Нью-Йорке, Москве и других городах.
Чаще всего мастера шоколадного дела - это небольшие, ремесленные предприятия. Чтобы показать, как они работают, шоколатье Пьер Марколини организовал в самом центре салона шоколадную фабрику-мастерскую. Жан-Поль Эвен, один из самых знаменитых французских мастеров шоколада, завоевавший в 2005 году титул Лучшего кондитера мира, отмечает на салоне в этом году 25-летие своей деятельности.
Этот непромышленный, художественный характер производства и составляет French touch, и именно шоколад made in France пользуется в мире наибольшим успехом, хотя, конечно, швейцарский и бельгийский знамениты по-прежнему. Шоколад, вышедший из мастерских французских кондитеров, относится уже не только к области гастрономии, но и к области французского умения жить и, главное, к "роскоши по-французски". Шоколад в красивой коробке - самый парижский подарок, которому в рождественские дни уступает, пожалуй, даже сам макарон.
И, конечно, шоколад всегда в моде. В 2011 году организация Chocotrend, обсерватория шоколадных тенденций, провела анализ направлений современного шоколадного искусства и потребления. Шоколад оказался предметом, одновременно напоминающим о дикой природе и самой утонченной роскоши. Это парадокс, в котором, в то же время, нет никакого антагонизма.
Некоторые направления, впрочем, не появляются и не исчезают, они, кажется, неразрывно сплавлены с самой сладостью. Это, например, детское потребление. Каждый французский ребенок обязательно получает к Пасхе шоколадную курочку или зайца, или яйцо. И как бы ни был шоколад связан с роскошью, потребление демократизируется, и в наше время шоколадные пирожные и просто плитки шоколада встречаются на столе в каждой семье.
Та же обсерватория опубликовала к открытию салона прогноз будущих тенденций:
Наверное, именно поэтому устроители салона решили открыть стенд, посвященный любимым сладостям французов: леденцам, конфетам, тянучкам, шоколадкам в виде медведей, фруктам и пастиле в шоколаде, мармеладу, пралинам и нуге. Получился стенд, посвященный французским умениям и навыкам в области гастрономии.
Некоторые экспонаты исчезали прямо с полок - зрители, увидев давно забытые конфеты из детства, съедали их прямо на месте. Отдельные плакаты рассказывали о происхождении этих сладостей, которые есть в каждом регионе и почти в каждой деревне в Нанте - риголе, в долине Луары - краканы, в Нормандии - карамель, в Марселе - эсперантины, и почти в каждой провинции - свои пряники и макароны. Знаменитые шоколадники тоже вспомнят в эти дни о любимых лакомствах детства и постараются приготовить их на собственный манер и обязательно в шоколадной версии.
И если не пропускать конференции, организованные салоном, то в эти дни там можно будет повстречать звезд французского шоколадного мира, например, Пьера Эрме, который лично будет разливать шоколад по чашкам. Отдельный день будет посвящен шоколаду как магическому напитку XXI века: здесь и пойдет речь о любимом детском напитке, который когда-то считался исключительно взрослым, и даже афродизиаком.
А совсем юные любители шоколада смогут принять участие в организованных для них кружках под названием Шоколэнд. От этой страны совсем недалеко до Конфеттенбурга из Щелкунчика, а значит, до самого Рождества нас поведет шоколадный путь.