Юго-Восточная Азия предпочтет газу дешевый уголь
Электроэнергетическая отрасль Юго-Восточной Азии будет повышать потребление угля за счет газа, стремясь сократить расходы, предполагают аналитики.
Учитывая, что до конца десятилетия должны начать работу несколько предприятий по сжижению газа, цены на газ в Азии, считающейся наиболее быстрорастущим рынком этого топлива, скорее всего, будут снижаться. Сейчас газ в Азии в пять раз дороже, чем в США, за счет спроса на сжиженный природный газ (СПГ) в Японии и Южной Корее, чьи атомные электростанции переживают кризис, и в Китае, власти которого стремятся к использованию более экологически чистого топлива.
Сейчас на уголь приходится треть всего потребляемого в Юго-Восточной Азии топлива, а на газ - 44 процента, и основная часть газа добывается в регионе, по данным Международного энергетического агентства (IEA), формулирующего энергетическую политику промышленно развитых государств.
"В этом регионе часто говорят о "зеленом" росте, но когда я смотрю на данные, рост отнюдь не "зеленый", он черный как уголь", - сказал старший экономист IEA Фатих Бирол.
До конца текущего десятилетия совокупная мощность электростанций в Юго-Восточной Азии вырастет на 50 процентов, причем половина электростанций будут работать на угле и четверть - на газе, считают эксперты IEA, указывая на медленный рост импорта СПГ.
"Многие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, похоже, считают, что преимущества газа нивелируются его высокой ценой", - сказал глава консалтинговой фирмы Facts Global Energy Ферейдун Фешараки.
Таиланд, первым в Юго-Восточной Азии начавший импорт СПГ, лишь на 30 процентов использует открытый в 2011 году импортный терминал пропускной способностью 5 миллионов тонн в год, потому что высокая цена на СПГ привела к снижению спроса.
Спотовые цены на СПГ в Азии
Рост поставок СПГ из Австралии, Северной Америки и Восточной Африки, ожидаемый во второй половине десятилетия, поможет сократить этот разрыв, но предполагаемое ежегодное 7-процентное повышение мирового спроса на СПГ до 2020 года означает, что спрос продолжит превышать предложение, говорят аналитики. Таким образом, уголь по-прежнему будет дешевле газа, тормозя рост спроса на газ в Юго-Восточной Азии.
БУДУЩИЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
Новые газовые электростанции общей мощностью 15 гигаватт, запуск которых ожидается в Юго-Восточной Азии в течение пяти лет, будут загружены в среднем на 70 процентов, но новые угольные электростанции общей мощностью 20 гигаватт будут работать на полную мощность, по расчетам консалтинговой фирмы Wood Mackenzie.
Малайзия, начавшая импорт СПГ для регионов, далеких от газовых месторождений, строит пять угольных электростанций, стремясь сократить закупки дорогого топлива. Индонезия, в течение десятилетий бывшая одним из крупнейших в мире экспортеров СПГ, в декабре заключила первый договор на импорт СПГ, который начнется в 2018 году. Тем не менее, уголь останется основным видом топлива в Индонезии, являющейся крупнейшим экспортером энергетического угля и строящей дополнительные угольные электростанции.
Богатый Сингапур является единственным исключением, почти полностью зависящим от газа: его СПГ-терминал, начавший работу в этом году, загружен на 90 процентов.
Таиланд планирует удвоить пропускную способность терминала по импорту СПГ, но не способен конкурировать за топливо с Японией, имеющей более глубокие карманы и долгую историю отношений с поставщиками.
Если будут запущены все планируемые терминалы по импорту СПГ в Юго-Восточной Азии, их общая пропускная способность к 2018 году утроится почти до 50 миллионов тонн в год. Но пока уголь будет дешевле, перспективы спроса на СПГ в регионе невелики. Кроме этого, население многих стран региона не возражает против использования более экологически вредного угля, отдавая предпочтение росту производства электроэнергии и экономии средств.
"Уголь потихоньку возвращается. Продавцы СПГ считают, что у покупателей нет выбора, но он есть - это уголь", - сказал Фешараки из Facts Global Energy.
Напомним, согласно прогнозу консалтинговой фирмы Wood Mackenzie, к 2020 году уголь станет важнейшим в мировой экономике видом топлива вместо нефти.