Корреспондент: Клубная смерть. Почему закрываются украинские футбольные клубы

Павел Глумин,  10 декабря 2013, 10:32
💬 8
👁 3727

Кладбище футбольных клубов Украины пополняется новыми обитателями - количество команд, которые только в последнем сезоне не смогли свести концы с концами и прекратили существование, близится к десятку, - пишет Павел Глумин в № 48 журнала Корреспондент от 6 декабря 2013 года.

Майкл Одибе, 192-сантиметровый нигерийский футболист, прилетел в Киев из родного Лагоса, чтобы окончательно разорвать трудовые отношения со своим недавним работодателем - футбольным клубом Арсенал. Он все еще живет в квартире, которую до недавних пор оплачивал ему в столице клуб.

Впрочем, фактурный африканский защитник (чья трансферная стоимость, согласно данным британского авторитетного ресурса transfermarkt.co.uk, составляет 1,5 млн евро) говорит Корреспонденту, что уже сейчас напряженно ищет себе новый клуб. И не важно, в Украине или за ее пределами.

“Главное, чтобы там вовремя выплачивали заработанное”, - расставляет приоритеты Одибе.

За последние полгода Арсенал не заплатил ему и другим футболистам, находившимся в клубе на контракте, ни копейки из прописанных в трудовых соглашениях сумм зарплат и премиальных.

В Киеве, где у большинства болельщиков одна любовь - Динамо, клуб Арсенал всегда считался неким инородным телом. И вот в конце ноября канониры после долгих мытарств со сменой собственника окончательно превратились в прах, снявшись с чемпионата Премьер-лиги и заявив о собственном банкротстве.

Таким образом этот клуб пополнил список обитателей украинского футбольного кладбища - профессиональных клубов, которые в последние пару лет прекратили существование по экономическим причинам. В печальном списке еще два обитателя элитного дивизиона - криворожский Кривбасс и киевская Оболонь, представители первой лиги ФК Одесса, ФК Львов, винницкая Нива, крымская Крымтеплица из Молодежного и другие клубы.

Еще с советских времен все клубы привыкли к иждивенчеству. Они не умеют заробатывать деньги. А значит, каждый из них находится в зоне риска и может уйти в небытие.

Милетий Бальчос, президент профессиональной футбольной лиги (ПФЛ), объединяющей под своим началом клубы первого и второго дивизионов, в разговоре с Корреспондентом связывает случаи “смерти” коллективов с экономической ситуацией в стране.

“Когда фундамент экономики шатается, футбол как социальное явление не может быть автономен, - считает Бальчос. - Ни один украинский профессиональный футбольный клуб нельзя считать бизнес-проектом. Все они - в руках богатых частных владельцев”.

По мнению главы ПФЛ, еще с советских времен все клубы привыкли к иждивенчеству. Они не умеют заробатывать деньги. А значит, каждый из них находится в зоне риска и может уйти в небытие.

История игрушек

Как показывает действительность, даже в мире совсем немного футбольных клубов можно назвать по-настоящему самоокупаемыми.

“Основными источниками доходов команд является продажа билетов, атрибутики, футболистов, коммерческих и телевизионных прав, - перечисляет Максим Ткачев, лицензированный агент ФИФА, управляющий украинским футбольным агентством Tkachoff Football Promotion. - Достаточно посмотреть на наши полупустые стадионы, чтобы понять [отсутствующий] спрос на все это”.

Обанкротившийся киевский Арсенал, который несколько лет назад финансировался известным бизнесменом Вадимом Рабиновичем, тоже никогда не мог похвастать приличным количеством болельщиков на своих домашних матчах. Несмотря на агрессивную пиар-кампанию и недешевую аренду стадиона Динамо им. Валерия Лобановского в самом центре Киева под свои матчи, эксперты всегда считали этот проект бесперспективным.

Когда Рабиновичу надоело вкладывать кровно заработанные миллионы долларов в футбол, он передал Арсенал (по его утверждению, бесплатно, с условием покрытия новым владельцем существовавших долгов за трансферы и аренду тренировочной базы) Александру Онищенко, президенту Федерации конного спорта Украины и по совместительству газотрейдеру.

Не прошло и нескольких месяцев, как Арсенал стал историей: Онищенко решил больше не баловаться столь затратной игрушкой, не имеющей ни собственной земли, ни стадиона. Сейчас Одибе и другие экс-футболисты команды экстренно ищут себе новых работодателей и с грустью вспоминают проведенное в многострадальном киевском клубе время.

Онищенко решил больше не баловаться столь затратной игрушкой, не имеющей ни собственной земли, ни стадиона

“Шансов получить назад долги у меня сейчас немного, - сетует нигериец. - К кому обращаться за взысканием денег, я не знаю. Такое произошло впервые в моей карьере. Очень печально”.

Аналогичный статус свободных агентов был предоставлен и всем игрокам ФК Одесса, еще недавно выступавшего в первой лиге. Пару лет клуб единолично финансировался Андреем Продаевичем, крупным одесским бизнесменом и сыном экс-председателя областного хозяйственного суда Валентина Продаевича.

Когда ноша стала финансово непосильной для владельца, он обратился к собственнику главного одесского клуба, Черноморца, Леониду Климову с предложением создать на базе Одессы фарм-клуб черно-синих. Климов не заинтересовался этим предложением.

“Со многими [местными предпринимателями] встречался, многим предлагал [взять ФК Одесса на обеспечение]”, - говорит Продаевич о своих попытках сохранить профессиональную команду.

Однако, по его словам, никто из богатых одесситов не захотел ее поддержать финансово. В итоге одесситы, к разочарованию ПФЛ, вышли из числа клубов этой организации и потеряли профессиональный статус. Сейчас Продаевич верит в свой новый проект - детскую футбольную академию, рассчитанную на 400 студентов, которая будет готовить игроков для профессиональных клубов Украины.

Зарплатный вопрос

Просторный офис ПФЛ расположен в десятке метров от Европейской площади в Киеве. Впрочем, глава организации Бальчос проводит мало времени в своем рабочем кабинете. Нередко его можно застать в тех городах, где находятся проблемные клубы первой и второй лиг.

“Средний бюджет клуба первой лиги составляет в текущем сезоне 8-10 млн грн., - говорит Бальчос. - При подобном уровне финансирования можно быть уверенным в завтрашнем дне”.

Он отмечает, что наиболее стабильны сейчас те клубы ПФЛ, которые принадлежат аграрным холдингам или металлургам, - это Александрия, УкрАгроКом, свердловский Шахтер. Но большинство команд вынуждены пребывать в постоянном поиске средств к существованию.

Особое опасение президента лиги вызывает будущее тех клубов, что формально финансируются из бюджетов местных властей. Например, хмельницкое Динамо не получило с начала текущего финансового года из областной казны ни копейки.

Впрочем, и внешне благополучные клубы ПФЛ тоже стараются жить по средствам. По информации Корреспондента, средняя зарплата игрока основного состава в клубе первой лиги составляет в нынешнем сезоне $ 1.500. И владельцы “рабоче-крестьянских” клубов, в отличие от олигархов национального масштаба, финансирующих команды Премьер-лиги, предпочитают считать каждую копейку.

Так, на днях Сергей Кузьменко, президент Александрии, публично выразил недовольство тем, что ему приходится спонсировать сразу две команды дивизиона - кроме Александрии также УкрАгроКом.

Особое опасение президента лиги вызывает будущее тех клубов, что формально финансируются из бюджетов местных властей

Между прочим, если искать логику в профессиональном футболе, то можно потеряться, ибо логики в нем нет, отмечает Ткачев. И в первую очередь - в вопросе оплаты труда футболистов.

“Ни один наемный работник [в других сферах деятельности] не получает такие [большие] деньги, по сути, за два часа работы в день”, - говорит агент ФИФА.

Все эксперты, с кем общался Корреспондент, в один голос утверждают, что пресловутый рынок зарплат игроков в Украине фантастически перегрет. Зарабатываемые футболистами огромные деньги в подавляющем большинстве не соответствуют уровню их мастерства.

“Так юный паренек, не попадающий в заявку команды-аутсайдера Премьер-лиги, может получать $ 5-10 тыс. в месяц”, - приводит пример Ткачев.

В этой “гонке вооружений”, по мнению специалистов, виноваты преимущественно владельцы клубов - всесильные олигархи, которые таким образом, с помощью своих футбольных игрушек, демонстрируют друг другу собственные возможности.

Святослав Сирота, экс-президент ПФЛ и футбольный эксперт, уверен, что во избежание участившихся случаев снятия клубов с чемпионата прямо посреди сезона назрела необходимость принять определенные ограничения / законы, которые нивелировали бы зависимость команд от желания собственника / инвестора прекратить финансирование в течение сезона.

“Такие наработки существуют, - утверждает Сирота. - Однако, чтобы их принять, нужно желание и действующих функционеров Федерации футбола”.

При такой неразумной политике управленцев отечественного футбола мыльные пузыри в виде клубов, не обеспеченных реальными финансовыми средствами на осуществление операционной деятельности, будут продолжать лопаться и в дальнейшем

Дмитрий Селюк, скандально известный украинско-испанский футбольный агент, убежден: по причине того, что многие владельцы клубов Украины (прежде всего в Премьер-лиге) крайне далеки от футбола, их топ-менеджеры, непосредственно управляющие командами, имеют возможность нереально раздувать бюджеты и банально “пилить” немалую их часть.

“Федерация [футбола Украины] до недавних пор лицензировала клубы, у которых была прописана зарплата игрокам всего в пару тысяч гривен”, - возмущен Селюк.

Агент считает, что при такой неразумной политике управленцев отечественного футбола мыльные пузыри в виде клубов, не обеспеченных реальными финансовыми средствами на осуществление операционной деятельности, будут продолжать лопаться и в дальнейшем.

***

Этот материал опубликован в №48 журнала Корреспондент от 6 декабря 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.      

ТЕГИ: футбол журнал Корреспондент Черноморец клубы