Корреспондент 10 лет назад: Александр Мороз. Между властью и оппозицией
Корреспондент.net продолжает публикацию статей, которые были напечатаны в журнале Корреспондент ровно 10 лет назад. В февральском материале за 2004-й год речь пойдет о том, что, лавируя между властью и оппозицией, Александр Мороз может утратить реноме морального политика.
Корреспондент 10 лет назад. Лучшие статьи
Социалисты продолжают удивлять. Еще месяц назад казавшаяся нерушимой оппозиционная тройка в составе парламентских фракций Наша Украина (НУ), Блока Юлии Тимошенко (БЮТ) и Социалистической партии Украины (СПУ) превратилась в растерянную двойку. 3 февраля социалисты вместе с парламентским большинством и коммунистами фактически поддержали принятие в первом чтении законопроекта № 4105 о внесении изменений в Конституцию. В качестве отката социалистам большинство согласилось на изъятие из законопроекта положения о выборах президента парламентом.
Неожиданному голосованию предшествовала встреча Александра Мороза, лидера социалистов, с Виктором Медведчуком, главой Администрации Президента (АП), во время которой политические оппоненты договорились о взаимных уступках.
“Политические партнеры не должны так делать”, – раскритиковал действия социалистов Виктор Ющенко, лидер НУ. Дальше – больше. Мороз вместе с представителями большинства и Коммунистической партии Украины (КПУ) подписывает соглашение, гарантирующее утверждение правок Конституции. А спустя несколько дней Иосиф Винский, один из соратников Мороза, будто ничего не случилось, заявляет, что на президентских выборах-2004 СПУ может поддержать единого кандидата от оппозиции, в том числе и Виктора Ющенко.
Тактический оппортунизм
3 февраля Юрий Луценко, народный депутат из фракции СПУ, нарушил партийную дисциплину: не голосовал вместе с фракцией. Но и после разбора полетов в исполкоме партии он настаивает на своем: после одобрения проекта № 4105 большинство изберет своего премьера, который будет иметь больше влияния, чем новоизбранный президент. “Премьером может стать Кучма с теми же полномочиями, какие у него есть сегодня”, – полагает Луценко.
Несмотря на расхождения с коллегами, Луценко защищает своего лидера. Он считает, что Мороз выполнил важнейшую задачу – остановил основной план Медведчука по избранию президента парламентом. “СПУ всегда будет радикальной оппозицией”, – уверен депутат. Партия выступает за смену системы нынешней власти: за изменения Конституции, которые учреждали бы парламентско-президентскую республику, за право людей избирать президента всенародно.
Последовавшее позже подписание лидером социалистов соглашения с представителями большинства о поддержке конституционной реформы Луценко оправдывает тем, что взамен удалось договориться о принятии ряда законов, за которые давно выступала оппозиция. До окончательного утверждения правок Конституции депутаты примут законы о выборах на пропорциональной основе, а также о президенте, о Кабинете Министров, о внесении изменений в закон о Центральной избирательной комиссии, о Всеукраинском референдуме.
Луценко утверждает, что СПУ докажет верность оппозиции во время голосований за пакет вышеназванных законопроектов, а также при утверждении изменений Конституции во втором чтении. Он также убежден в том, что НУ и БЮТ должны включиться в эти голосования, чтобы помешать большинству законодательно передать полномочия президента премьер-министру.
Борьба за лидерство
Эксперты считают, что действия Александра Мороза можно объяснить вполне меркантильными мотивами. “Мороз – опытный профессионал. Он всегда играл только за свою партию”, – подчеркивает политолог Виктор Небоженко. В ситуации с реформой он выторговал у власти именно то, что нужно социалистам – закон о выборах на пропорциональной основе. Если он пройдет, то в парламент, определяющий кадровую политику, попадет и СПУ. А Ющенко заинтересован в широких полномочиях президента. “Поэтому Мороз не идет на тесное сотрудничество с ним”, – говорит Небоженко.
Лидер СПУ может опасаться сближения с НУ также из-за специфики своего левого электората. Работая с национал-радикалами из НУ, социалисты могут растерять своих консервативных сторонников. А таких у них, по утверждению социолога Ирины Бекешкиной, большинство.
Немалое влияние на глав партий оказывает и их окружение. В качестве неформальных лидеров групп влияния в СПУ Небоженко называет ближайших соратников Мороза: Иосифа Винского, Виталия Шибко, секретаря политсовета, и Юрия Луценко. Однако их группы не представляют внутрипартийных идейных течений. “Они борются за влияние на лидера партии. И они почти не определяют мнение Мороза, который действует, опираясь на собственные представления о пути выживания СПУ”, – считает Небоженко.
Вячеслав Кириленко, депутат фракции Наша Украина, предполагает, что лавирование Мороза может быть обусловлено элементарной политической ревностью. Во времена “кассетного” скандала в 2000 году Мороз чувствовал себя единственным борцом с “тираном Кучмой”. Но ситуация изменилась, и электорат сейчас поддерживает Ющенко. Мороз отошел на вторые роли. Поэтому, по словам Кириленко, он и пытается найти новые ниши и удержаться в большой политике.
Сегодня очевидно, что главный социалист примеряет на себя роль реформатора. Он вынужден лавировать между властью и оппозицией, чем уничтожает имидж морального лидера и образца принципиальности. Небоженко полагает, что сеанс одновременной игры низводит Мороза до обычного прагматика. Кроме того, имидж реформатора недолговечен, и действует, пока актуальны реформы.
Социалисты защищают Мороза и отрицают тезис об утрате им имиджа морального лидера оппозиции. Луценко убежден: если оппозиция определится с единым кандидатом, СПУ поддержит его, а сам Мороз готов на самые серьезные компромиссы.
В свою очередь в НУ готовы отбросить подозрения, считая колебания лидера СПУ недоразумением. Кириленко подчеркивает, что единство тройки – выше размолвок. Он заявляет, что Наша Украина пока не видит принципиальных изменений в позициях Мороза, которые повлияли бы на единство оппозиции. “Мы рассчитываем на сотрудничество с ним сейчас, на президентских выборах и после”, – говорит Кириленко.
Несмотря на такие уверения, закрадывается мысль, что НУ приветствует возвращение блудного сына из тех же меркантильных интересов, которые, похоже, не чужды никому из украинских борцов с режимом. Небоженко отмечает, что Мороз ценен для Ющенко потому, что лидеру Нашей Украины для победы на выборах необходима целостность тройки. “Тогда Ющенко может стать главой государства уже в первом туре”, – констатирует он.
***
Этот материал опубликован в №7 журнала Корреспондент от 28 февраля 2004 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.