Вячеслав Кириленко: "Провозглашение независимости я встречал с тысячами людьми под Верховной Радой"
Депутат рассказал Корреспондент.net, как он провел 24 августа 1991 года и почему Украина до сих пор борется за свою независимость
Провозглашению Независимости предшествовал путч ГКЧП. Тогда, начиная с 19 августа, в Киеве были очень напряженные дни. Я был руководителем секретариата Украинской студенческой спилки (УСС была одним из организаторов студенческой голодовки в 90-м году - «Революции на граните»). Все эти три дня ГКЧП мы с побратимами занимались мобилизацией - собирали студентов, которые разъехались на каникулы, чтобы они срочно возвращались в Киев.
Мы готовились к серьезным событиям, вплоть до перехода к подпольной деятельности. Но ГКЧП оказалось вялым и через три дня кануло в Лету. 24 августа сессия парламента приняла Акт о независимости.
Украина: начало. Как добывалась независимость
Провозглашение независимости я встречал с тысячами людьми под Верховной Радой. На площади царило огромное воодушевление от сообщения о практически единогласном принятии Акта.
Случилось все так, как нам и представлялось в тот момент. Безусловно, события в Москве - ГКЧП, узурпация власти, масштабные протесты, все это стало катализатором событий в Украине. В итоге Независимость была достигнута буквально на одном дыхании.
И у меня, и у моих побратимов было свое представление о том, какой должна быть украинская независимость.
Но пошло все по-другому.
Был референдум, который дал абсолютно правильную оценку и поддержку, в том числе и в Крыму, решению Рады. И были президентские выборы… На них победило направление, мягко говоря, взвешенного подхода: ни радикальных изменений, ни реформ, ни тем более люстрации. Поэтому все компартийные кадры остались на своих местах, сменили значки с красных на сине-желтые и начали строить свою коммунистически-олигархическую страну, накапливая в своих руках огромные состояния.
В итоге добрых десять лет Украина топталась на месте, что стало причиной нескольких революций, свидетелями и участниками последней из них мы продолжаем быть. Война же за Независимость была просто отложена на два десятка лет.
Россия никогда не смирялась с украинской независимостью, даже во времена «мягкого» Ельцина, мы ежедневно оказывались перед вызовами их политики: искусственные долги, кабальные соглашения по Черноморскому флоту, распределение активов бывшего СССР, проблемы поставок нефти и газа, блокирование любых международных инициатив. Все это было еще при Ельцине, не говоря уже о нынешнем руководстве.
Путин актом аннексии Крыма и военной агрессии на Донбассе, выразил мнение нескольких поколений российской политической элиты, которая никогда не признавала независимости Украины.
После этого при всех разночтениях во взглядах жителей Запада и Востока страны, зародится новое видение: мы одна страна, одна нация, с разными взглядами, говорящая на нескольких языках, но это не преграда для строительства успешной страны – члена ЕС.
Убежден, что 90% украинцев уже думают, что это правильное направление.