Встреча Путина и Лукашенко: главный вопрос о кредитах остался за кадром?
Как в Минске комментируют итоги прошедшей в Москве встречи лидеров Беларуси и России - в материале DW.
Во вторник, 3 марта, в Москве состоялась встреча Александра Лукашенко с Владимиром Путиным в рамках заседания Высшего госсовета Союзного государства России и Беларуси. По приезде в Минск никаких заявлений, как это бывало неоднократно, Лукашенко не сделал.
Скорее всего, поездка не принесла особых результатов, предположили эксперты. "Не ездил же на самом деле Лукашенко в Москву, чтобы подписать, возможно, и важные, но не имеющие сегодня решающего значения документы", - сказал в интервью DW политический обозреватель Александр Класковский. Ответа на основной, как считают специалисты, вопрос - даст ли Россия кредит Беларуси - публично не прозвучало.
К какому результату привел демарш Лукашенко - перенесение по его инициативе с декабря на начало марта заседания Высшего госсовета под предлогом большого количества проблем, которые предстоит проработать?
Главный вопрос
Аналитики единодушны во мнении, что главный вопрос, волнующий белорусскую сторону, - кредиты. Беларуси предстоит выплатить в 2015 году по внешним займам 4 млрд долларов, Минск хочет получить от Москвы около 2 млрд.
Возможно, предполагает политолог Валерий Карбалевич, стороны договорились о кредите, и ответ запрятан в антикризисном плане, который подписали премьер-министры обеих стран. Более того, Карбалевич не исключает, что сам план для этого и был создан. Причиной умолчания подробностей документа, по его мнению, могут быть не очень приемлемые для Беларуси условия, и поэтому их не спешат оглашать или еще думают, как это преподнести.
Александр Класковский уверен, что вопрос о финансовой помощи "на поддержку штанов" хотя бы до президентских выборов в Беларуси обсуждался в кулуарах. Москва, скорее всего, в общих чертах что-то пообещала, предполагает политический обозреватель: "Россия привыкла проплачивать белорусский плацдарм, без которого, тем более сегодня, в условиях конфронтации с Западом, она себя просто не мыслит".
Кроме того, как бы сложно ни было, как бы ни страдала Россия от рецессии, западных санкций и падения цен на нефть, все-таки необходимые Минску 2-3 млрд долларов не являются критической суммой для Москвы, так что в той или иной форме белорусское руководство финансовую поддержку получит, полагает Класковский. Другой вопрос, что переговоры, по его мнению, идут трудно. Не только потому, что сейчас Москва вынуждена считать каждую копейку, и вовсе не потому, что речь идет о филантропии. Для Класковского очевидно: Кремль хочет получить какие-то выгоды для себя в обмен на кредит, например в виде приобретения белорусских активов, а возможно, и в связи с разрешением "украинского вопроса".
"Монетизация услуг, оказываемых Лукашенко на ниве интеграционной и миротворческой - о чем сказал Путин, вручая белорусскому президенту орден Александра Невского - идет ни шатко ни валко", - подытожил Александр Класковский. И добавил, что "если рассуждать цинично, то, возможно, Лукашенко гораздо больше был бы рад получить в Москве не орден, а кредит". Тем более что ордена он был удостоен полгода назад по случаю своего 60-летнего юбилея, а сейчас, на фоне, как выразился Валерий Карбалевич, "несколько поутихшей торговой войны", выдался случай его торжественно вручить.
Какое будущее уготовано Союзному государству?
Радикальных перемен в отношениях Беларуси и России в ближайшее время большинство аналитиков не прогнозируют, но отмечают, что на них скажется экономический кризис в РФ. С одной стороны, отмечает Карбалевич, обе стороны заинтересованы в тесном сотрудничестве, и поэтому Россия хочешь не хочешь будет помогать Беларуси экономически. С другой стороны, все это будет сопровождаться постоянными конфликтами, которые просто запрограммированы самой моделью взаимоотношений двух государств, констатирует политолог.
Барабанная бравурная риторика в речах Путина и Лукашенко о светлых перспективах интеграции особенно фальшиво прозвучала на фоне экономических провалов - Союзному государству нечем похвастаться, отмечает Класковский. Кризис начался задолго до Крыма, до обвала нефтяных цен - то есть до того, как стали явью форс-мажоры, на которые Путин и Лукашенко списывают свои нынешние неудачи. Аналитик указывает на системные проблемы: не может быть прогресса, если речь идет об альянсе России и Беларуси с их нынешними политическими режимами и пренебрежением к демократическим ценностям: "Авторитарные режимы объединяются, как мокрое горит".
Пессимистично смотрит на будущее Союзного государства и политолог Андрей Федоров, называя его "мрачным", а оптимистические заявления лидеров РФ и РБ - мол, ничего страшного, надо аккуратно работать, и все будет хорошо - считая как минимум не вполне оправданными. Понятно, что Россия в этом союзе локомотив, и в свете той ситуации, в которой она сейчас оказалась, в ближайшее время ситуация в экономике может значительно ухудшиться, а это потянет за собой и все остальное, отмечает Федоров.
Россия втягивает Беларусь в холодную войну с Западом
Настораживает экспертов и то, что в ходе прошедшего заседания Высшего госсовета Союзного государства было подписано соглашение о взаимном признании решений об отказе во въезде на территорию государств - участников Союзного государства и порядке их исполнения. Валерий Карбалевич не исключает, что следствием могут стать проблемы для Минска.
Известно, что у Беларуси есть свой список персон нон грата, куда входят некоторые западные правозащитники, журналисты, политики и представители негосударственных организаций. Аналогичные списки есть и в России. Причем российский список из-за нарастающих санкций Запада и ответных со стороны России постоянно увеличивается.
Таким образом, делает вывод Валерий Карбалевич, Беларусь подключается к конфликту России с Западом. "Нужно ли это Беларуси - я не уверен, скорее нет. Тем более сейчас, когда Минск прилагает немало усилий для нормализации отношений с Евросоюзом и США", - заключает политолог.