Правозащитники обвинили Киев и "республики" в военных преступлениях
Правозащитники призывают Киев прекратить применение кассетных боеприпасов, а Россию - не предоставлять такое оружие сепаратистам.
Украинские военные и поддерживаемые Россией сепаратисты неоднократно использовали кассетные боеприпасы в восточной Украине в январе и феврале 2015 года. В результате их применения погибли по меньшей мере 13 мирных жителей, в том числе не менее двух детей, говорится в сообщении правозащитной организации Human Rights Watch (HRW), распространенном 19 марта.
"Применение кассетных боеприпасов в населенных районах нарушает законы ведения войны из-за беспорядочного характера этого оружия, и может квалифицироваться как военное преступление, - сказано в документе, опубликованном на сайте организации.
"Использование кассетного оружия свидетельствует о полном пренебрежении безопасностью гражданского населения, - говорит Уле Солванг, старший исследователь HRW по чрезвычайным ситуациям. - Это оружие, запрещенное уже многими странами, не должно применяться ни одной из сторон нынешнего конфликта: оно имеет большую площадь поражения и создает для гражданского населения смертельный риск как непосредственно в момент обстрела, так и еще долго после него - из-за возможности срабатывания неразорвавшихся суббоеприпасов".
В ходе 10-дневной миссии на востоке Украины эксперты HRW обнаружили следы обстрелов кассетными боеприпасами по меньшей мере семи сельских и городских населенных пунктов в период с 23 января по 12 февраля, в ряде случаев обстрелы были неоднократными.
В HRW обследовали все семь районов поражения жилой застройки, три из которых находились на территории, контролируемой правительством, четыре - на территории, контролируемой сепаратистами.
"Обстрелы велись с применением реактивных систем залпового огня (РСЗО) "Смерч" калибра 300 мм и "Ураган" калибра 220 мм реактивными снарядами с кассетной головной частью, снаряженными осколочно-фугасными суббоеприпасами 9Н210 или 9Н235. Нами были также собрана информация о кассетных обстрелах других районов, в том числе - фотографии фрагментов боеприпасов", - сказано в сообщении.
С большой долей вероятности можно говорить о том, что обстрелы подконтрольной правительству территории велись с территории, которая контролировалась сепаратистами, и наоборот, отмечает HRW.
В трех местах HRW задокументировала обстрел из РСЗО "Ураган" одновременно реактивными снарядами с осколочно-фугасной и кассетной головной частью. По меньшей мере в двух случаях попадание осколочно-фугасных реактивных снарядов приводило к гибели гражданских лиц. Ранее организация документировала и осуждала применение неуправляемых реактивных снарядов по жилой застройке в июле 2014 года и в январе этого года.
"Мы также уже документировали применение на востоке Украины кассетных боеприпасов. По выводам нашей публикации от октября 2014 года украинскими властями были предприняты определенные проверочные мероприятия, однако расследование было недостаточным и нуждается в продолжении", - говорится в сообщении.
Ранее применение кассетных боеприпасов по населенным районам осуждалось и украинскими, и российскими властями.
В свою очередь HRW призывает Украину и Россию присоединиться Конвенции по кассетным боеприпасам 2008 года, которая запрещает их применение при любых обстоятельствах и обязывает обеспечивать разминирование неразорвавшихся суббоеприпасов и принимать меры по оказанию помощи жертвам. В настоящее время участниками конвенции являются 116 государств.
HRW призывает власти Украины "немедленно прекратить применение кассетных боеприпасов, а Россию - ни при каких обстоятельствах не предоставлять такое оружие сепаратистам и задействовать свое влияние в интересах прекращения его применения с контролируемой сепаратистами территории".
"На словах и Украина, и Россия признают недопустимость применения такого оружия по населенным районам, - говорит Уле Солванг. - Нужно, чтобы это подкреплялось делом".
HRW является одним из основателей международной коалиции за запрещение кассетных боеприпасов и ее председателем.
Кассетные боеприпасы снаряжаются десятками или сотнями суббоеприпасов, которые укладываются в контейнерную боевую часть реактивного снаряда или авиабомбы. Суббоеприпасы выбрасываются на определенной высоте и, теоретически, срабатывают при контакте. Площадь поражения при этом может быть сопоставимой с футбольным полем, в пределах которого могут оказаться как воюющие, так и гражданские лица.
Значительный процент суббоеприпасов не срабатывает, но остается на боевом взводе, превращаясь, по сути, в противопехотные мины, уточняют в организации. Любая территория, на которой находятся неразорвавшиеся суббоеприпасы, остается опасной, пока квалифицированными специалистами не будет проведено разминирование.