Идеальное тело в представлении древних греков
Женское тело в древнегреческом искусстве изображали более сдержанно, чем мужское.
Деятели искусства Древней Греции ничуть не стеснялись наготы, особенно мужской. Женские формы они порой прикрывали, но мужчин везде изображали без одежды.
Выставка "Определение красоты" в Британском музее демонстрирует посетителям, насколько греки проникались идеей физического совершенства. По словам куратора выставки, они руководствовались примерно теми же мотивами, что и наши современники, которые качают мышцы в спортзале.
Доктор Иян Дженкинс - сотрудник Британского музея, специалист по классической греческой скульптуре. Однако даже он не может точно сказать, почему именно в Древней Греции обнаженное тело ценилось больше, чем в других культурах того времени.
"Если вспомнить культуру Ассирии или Египта, или Кипра, у них были определенные комплексы в отношении наготы, в частности мужской, - в отличие от греков", - говорит он.
"То же касалось и римской культуры, пока она не подверглась греческому влиянию. Не думаю, что этому есть простое объяснение".
"Возможно, отчасти это вытекает из того, что культура как таковая играла чрезвычайно важную роль в Греции. Общие культурные ценности, общий язык и признание олимпийских богов - вот то, что объединяло греков", - считает ученый.
"Итак, понимание телесной красоты, возможно, было одним из связующих звеньев между разрозненными городами-государствами, которые иначе было бы трудно воспринимать как одну нацию или империю. Конечно, не все произведения древнегреческого искусства изображают обнаженную натуру, но таковых много. Для греков тело имело только положительный смысл: они его не стыдились".
Некоторые экспонаты выставки балансируют на грани пристойного. Но, по мнению Дженкинса, "нагота" может быть разной.
"Одно дело, если посреди главной улицы Афин у вас порвалась резинка в белье - это конфуз. Но была и другая нагота - так сказать, признак клуба, по крайней мере мужского. Она четко оговаривалась правилам".
"Скажем, обнажиться в древнегреческой школе боевых искусств - это, практически, войти в изысканное общество. Изображения обнаженной натуры попадались повсюду и вряд ли кого-то шокировали".
Выставка "Определение красоты" включает порядка 150 экспонатов, преимущественно скульптуры. Здесь есть прекрасные оригиналы древних времен (датированные 2500 г. до н.э.), а также мраморные или бронзовые копии эпохи Древнего Рима и современности.
Руководство музея включило в выставку часть мрамора Элгина, побуждая рассмотреть их в новом контексте. Сюда же временно переехали и некоторые другие окрасы Британского музея, в частности мраморная статуя "Дискобол".
Среди экспонатов - и много заимствованных, таких как "Бельведерский торс" из Ватикана - сильно поврежденная, но все равно поразительная скульптура, датируемая I в. до н.э.
Бронзовый Апоксиомен (атлет, вытирающий пот со своего обнаженного тела) приехал из Хорватии, у берегов которой его случайно обнаружили в 1996.
"Определение красоты" не просто рассказывает об "альфа-самцах" Древней Греции - именно эта часть экспозиции находит наибольший отклик в настоящем.
Пол Стенделл - актер и частный тренер; его сайт предлагает клиентам достичь определенного типа фигуры, к которому еще двадцать лет назад мало кто стремился.
Сегодня клиенты часто высказывают желание "иметь тело, как у греческих статуй".
"Это желание является типичным для мужчин. Возможно, на самом деле они хотят иметь внешность Брэда Питта из "Трои" или Дуэйна Джонсона из "Геракла" - подозреваю, что именно из фильмов они черпают свое представление о том, какое тело было у греческих героев или богов. Они хотят подкачать бицепсы и грудь, иметь "кубики" на животе".
Что же думает Пол о 3000-летнем бронзовом атлете? Попал бы тот на обложку журнала в 2015-м?
"Во многом идеал мужского тела остается неизменным. И Апоксиомен, и Дискобол обладают большинством физических качеств, которые и сегодня требуют от моделей-атлетов", - говорит он.
"Самое важное - это пропорции. Соотношение талии и плечей должно быть 1:1,4 - именно таковое оно у персонажей выставки. У них также красивый пресс с косыми мышцами, очерчивающими середину тела".
"У них прекрасные рельефные икры, а плечи и грудь визуально отделены, как это и должно быть. Именно к этому стремятся многие наши современники", - считает тренер.
"Но интересно, что нынешние вкусы идут еще дальше. Как ни прискорбно, агент, нанимающий на работу моделей-атлетов в Лондоне или Лос-Анджелесе, возможно, отправил бы древнегреческих ребят на дополнительные занятия - чтобы было еще больше рельефа, еще больше выразительности. А может, им просто не хватает загара".
Осмотрев выставку, Стенделл пришел к выводу, что у древних греков было более реалистичное представление об анатомии, чем у нас сегодня.
"Конечно, у них же не было фотошопа!" - шутит он.
Дженкинс отмечает, что женские экспонаты демонстрируют больше скромности - их тела открыты лишь частично.
Согласно социальным нормам Древней Греции, порядочные женщины никогда не демонстрировали свое обнаженное тело.
"Поэтому, например, Афродита (богиня любви. - Ред.) представлена в момент, когда она готовится к купанию - ведь это пример ситуации, в которой женщина имеет уважительную причину обнажиться. И даже такие сюжеты появились ближе к концу античного периода".
"Скульпторы зачастую прикрывали срамные места драпировкой или рукой скульптуры. Конечно, здесь можно возразить, что драпировка в тонком скульптурном исполнении может только усилить эффект эротизма".
Как считает Дженкинс, современная мода на фитнес сближает нас и древних греков, которые также восхищались красотой тела.
"Мы стали откровеннее в том, что касается физической формы, и эта тенденция все усиливается. Вспомните только новейший интерес к татуировкам и пирсингу: эти способы украшения тела, дают людям ощущение свободы".
В то же время, говорит он, мы должны понимать, что три тысячи лет назад общество весьма заботили вопросы чести. Бесчестные поступки вели к позору и наказанию.
"Например, в Древней Греции можно было честно и открыто говорить о гомосексуальности. Для молодых людей она считалась приемлемой".
"Но в целом их общество не было таким уж либеральным, каким его порой представляют себе. Отдельные города-государства существенно ограничивали права и свободы граждан", - говорит ученый.
Выставка "Определение красоты" продлится в Британском музее до 5 июля.