Украина: почему буксует возврат похищенных активов
В спецфонд по обороне и безопасности до конца года должно поступить 1,5 млрд гривен от возврата коррупционных активов.
Больше года прошло с тех пор, как Украина пытается вернуть в страну активы, украденные через коррупционные схемы экс-президентом Виктором Януковичем и его окружением. Финансовая разведка только внутри страны нашла и заблокировала около 32 млрд гривен (1 млрд 490 млн долларов). "Нам нужно конфисковать эти активы в первую очередь, потому что были попытки вывести их из украинской банковской системы", - подчеркнул первый зампредседателя госслужбы финансового мониторинга Андрей Ковальчук.
Зарубежные активы припрятаны надежно
Объемы выведенных за рубеж средств определить очень трудно, и пока неизвестно, о каких суммах может идти речь, признается Виталий Каско, заместитель генпрокурора Украины (ГПУ) и руководитель Межведомственной группы по возвращению активов. Эта группа создана для того, чтобы ускорить расследование коррупционных дел экс-чиновников.
"Такие активы, как земли, заводы и фабрики в Европе, не оценены пока, поэтому нельзя назвать точную сумму активов, которые на сегодня есть. Главное, чтобы эти средства вернулись на Украину. Тогда их можно будет посчитать", - говорит Каско.
Он также сообщил, что Генпрокуратура не обнаружила иностранных счетов бывшего президента. "По предварительной информации, Виктор Янукович не имел привычки хранить средства в безналичном виде. Это человек старой формации, он предпочитал наличные", - отметил Каско. А зарубежные счета сына Януковича Александра, по его словам, заблокированы.
Заместитель генпрокурора также сообщил, что информацию о зарубежных активах семьи Януковича и его соратников проверяют финансовые разведки каждой из стран Евросоюза, затем они передают ее украинским правоохранителям. Еще год назад ЕС составил собственный санкционный список с фамилиями 18 бывших украинских чиновников, счета и активы которых заблокированы за рубежом. Там до сих пор ждут, чтобы украинские правоохранители как можно скорее расследовали эти резонансные коррупционные дела, чтобы передать заблокированы активы украинской стороне.
Как сообщил Виталий Каско, Генпрокуратура уведомила о подозрениях 14 бывших чиновников из 18, попавших в санкционный список Евросоюза. Однако доказать коррупционное происхождение зарубежных активов еще четырех человек до сих пор не удалось, признал замгенпрокурора. Это бывший министр Елена Лукаш, Виктор Янукович-младший, брат экс-главы администрации президента Сергей Клюев и бывший министр образования Дмитрий Табачник. В марте из-за отсутствия доказательств от украинских правоохранителей Брюссель уже снял санкции с экс-главы СБУ Александра Якименко, бывшего советника президента Игоря Калинина, а также сына экс-премьера Алексея Азарова.
Система забюрократизирована
Сами следователи признают, что затягивают с арестом и конфискацией имущества экс-чиновников из-за чрезмерной бюрократии. Юрий Столярчук, заместитель генпрокурора, отмечает, что порой, даже имея достаточно информации для открытия уголовного производства, они не могут этого сделать и вынуждены самостоятельно искать подтверждение осуществления финансовых преступлений. А это дополнительное время. Кроме того, в ГПУ нет оперативного доступа к регистрационным базам данных, отсутствует эффективная процедура гражданской конфискации и не хватает реестра вкладчиков банков.
По словам Столярчука, законодательство не позволяет оперативно накладывать арест на имущество, приобретенное на средства, добытые в результате осуществления коррупционных схем. "Все вопросы рассматривает суд после ходатайства следователя. А для этого нужно предоставить кучу документов, перечень которых, мы считаем, чрезмерно завышен", - жалуется Юрий Столярчук.
Вместе с тем, по его словам, прокуратуре уже удалось наложить арест на денежные средства - 201 миллион 700 тысяч гривен, 54 миллиона долларов и 1 миллион 700 тысяч швейцарских франков, а также ценные бумаги на 1 миллиард 800 миллионов гривен и 1 миллиард 380 миллионов долларов.
Отсутствие политической воли?
В общественной организации "Центр противодействия коррупции" отмечают, что в Украине должно быть создано единое ведомство по возврату активов, поскольку сейчас этим занимается несколько правоохранительных служб, действия которых плохо скоординированы. В Национальном антикоррупционном бюро запланирована работа спецотдела по возврату активов, но сейчас там проходит конкурсный набор сотрудников, и ведомство это заработает не раньше осени.
"Высшее политическое руководство не хочет создания в Украине действенной системы возврата коррупционного имущества. Как только они запустят систему, которая будет реально действовать, они ударят по себе. Это банальное отсутствие политической воли проводить системные изменения", - заявил председатель Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин в интервью DW. Он убежден, что реально действенная система возврата коррупционных активов в стране будет создана только под давлением общественности и международных партнеров.
Это подтверждает и Джефри Коул, юридический советник посольства США в Украине. "Возвращение украденных активов - это приоритет. Если Украине это удастся, то она будет продолжать получать международную финансовую помощь, если нет, то помощь прекратится", - подчеркнул Коул. А руководитель украинского представительства Transparency International Алексей Хмара считает, что если до конца 2015 года Украина не вернет коррупционные активы бывшего окружения Виктора Януковича, то они могут быть потеряны навсегда.