Поворот на восток. Россия в роли младшего брата создает союз с Китаем
Россия и Китай создают собственный политический и экономический союз.
Правда, в этом альянсе РФ рискует оказаться в несвойственной ей роли младшего брата, пишет Павел Сивоконь в №20 журнала Корреспондент от 22 мая 2015 года.
Парад на День Победы в Москве стал не только последним вздохом советской эстетики, но и важной демонстрацией того, что в Евразии формируется новая политическая ось, способная изменить карту континента. Главной новостью парада стал тот факт, что справа от президента Владимира Путина стоял председатель Китая Си Цзиньпин.
Политики неустанно беседовали о чём-то, при этом часто улыбаясь. Китайские каналы, передавшие только часть церемонии, постоянно показывали своего лидера – остальные на его фоне выглядели статистами.
И действительно, глава Китая стал главным гостем в Москве, учитывая, что президенты и премьеры большинства западных стран проигнорировали парад. Кроме китайского лидера, даже главы государств Азии не решились злить США и приезжать на торжества.
Поэтому Кремлю не приходилось выбирать, кого приглашать на трибуну и чем гордиться. Ведь пышные мероприятия призваны были показать не только военную и экономическую мощь России, но и продемонстрировать, что она прорвала дипломатическую изоляцию.
Столь трепетная дружба между лидерами России и Китая должна привести к тому, что в августе Путина пригласят в Пекин на парад победы по случаю завершения Второй мировой войны на Тихом океане. Особую важность этому мероприятию придаёт то, что в Китае отмечают этот день как праздник победы над японским милитаризмом. Ранее западные лидеры не решались откровенно портить отношения с Токио и ездить на эти торжества. Но в России заявляют, что Путин там будет.
Два парада показывают, что сближение, наметившееся между Москвой и Пекином ещё до событий в Украине, приобретает реальную основу и в Евразии формируется новая ось политической силы
Два парада показывают, что сближение, наметившееся между Москвой и Пекином ещё до событий в Украине, приобретает реальную основу и в Евразии формируется новая ось политической силы.
«Главный союзник РФ в Европе, Германия, оставила попытки выгородить Москву в украинском конфликте, и люди, выступавшие за сотрудничество России с ЕС, потеряли свою власть. В Кремле теперь смотрят только на Восток», – говорит Корреспонденту бывший командующий войсками США в Афганистане, генерал Стэнли Маккристал.
По словам генерала, ещё недавно стороны смотрели друг на друга с подозрением, но теперь у них слишком много общего, и поэтому союз уже начал оформляться.
Другой вопрос в том, что Россия в этом союзе пока занимает более слабое положение. В прошлом году Китай стал страной с самым большим ВВП по паритету покупательной способности. Даже сейчас его экономика растёт примерно на 7% в год – и это многие эксперты называют кризисом.
Союз с Россией даст Поднебесной широкий доступ к её ресурсам и укрепит китайские амбиции в Тихом океане. Сама же РФ получит союзника, который будет смотреть на неё немного пренебрежительно
Кроме того, союз с Россией даст Поднебесной широкий доступ к её ресурсам и укрепит китайские амбиции в Тихом океане. Сама же РФ получит союзника, который будет смотреть на неё немного пренебрежительно, – об этом уже говорят отдельные эксперты.
В глобальном разрезе мир окончательно отходит от однополярной системы и движется к ситуации, когда его судьбы будут решаться в Вашингтоне и Пекине, а остальным странам придётся примкнуть к одной из сторон.
От Лиссабона до Шанхая
В период президентства Дмитрия Медведева в Москве попытались возродить идею общей Европы с участием России. Тогда даже появились мысль, что со временем РФ сможет постепенно интегрироваться в экономическую систему Евросоюза, тем более что свыше 6 тыс. немецких предприятий уже сотрудничали с Москвой. Тогда же шли переговоры о стратегическом сотрудничестве с НАТО и ограничении наступательных вооружений, в том числе и ядерных.
Даже война в Грузии в 2008-м не нанесла серьёзного вреда отношениям между ЕС и Россией, ведь незадолго до этого Путин сформулировал тезис о «большой Европе от Лиссабона до Владивостока». Тогда это выглядело довольно привлекательно.
«Это неудивительно, так как до 2013 года свыше 50% товарооборота России приходилось на Европу, а Брюссель получал 30% всех энергоносителей с востока», – говорит Джеффри Маккоф, аналитик Центра стратегических и международных исследований.
По мнению Маккофа, тогда Германия первая была готова поддерживать Москву в прозападных начинаниях и сдерживать режимы стран бывшего СССР, желавшие вступить в ЕС. К примеру, Грузия даже при условии продвижения реформ не могла получить конкретных обещаний по срокам интеграции.
На экономическом фронте Россия ускоренно строила новые газопроводы в Европу, так как рассчитывала выйти на рынки ЕС напрямую, минуя непослушную Украину. Проекты Северного и Южного потоков должны были создать ещё более тесную связь Москвы и Брюсселя, выгодную всем.
При этом восточный фактор в политике России оставался на втором плане. В Китай, который уже тогда стал крупнейшим потребителем газа в мире, не было построено ни одного стратегического газопровода, и Пекин предпочитал покупать энергоносители у Туркменистана.
Но в 2012-м ситуация резко изменилась.
Во-первых, Европа сильно разочаровалась, когда Путин решил снова стать главой государства, а не выдвинул на пост прозападного Медведева. Конечно же, Медведев не был полностью независимым политиком, но всё же значительная часть российских чиновников в период его президентства были настроены на экономическое сотрудничество и интеграцию с ЕС. Даже Путин выступал за постулат единой Европы. Но после перевыборов 2012 года эти идеи ушли в прошлое.
Во-вторых, протесты в Москве российские власти восприняли как происки иностранных агентов. И с этого момента отношения между партнёрами всё больше ухудшались.
Одновременно «новый» президент заявил, что восточные регионы России развиваются медленно, но в будущем должны послужить стимулом для роста экономики всей страны. Их экономика будет ориентирована на восток – Китай и другие государства Азии. Шанхайская организация сотрудничества, ранее выполнявшая номинальные функции, стала проводить конференции каждые полгода. И везде Путин и Си Цзиньпин подписывали документы о взаимодействии.
Потом начались события в Украине, и международное сообщество отвернулось от России, которая упорно поддерживала сепаратистов на Донбассе. Даже Германия, до последнего благосклонная к своим союзникам в Кремле, отступила и ввела санкции против Москвы. Иностранные аналитики признают, что сейчас именно Берлин наиболее активно выступает за поставки оружия Украине. И единственное, что сдерживает немцев, – позиция американского президента Барака Обамы.
В Китае к этому времени глава партии провёл централизацию власти и получил полную власть над государством. До него только Мао Цзэдун мог похвастать таким абсолютным контролем: после «великого кормчего» политики в Пекине старались распределять полномочия между несколькими избранными людьми.
Но теперь китайская система власти стала ближе к авторитаризму. Кроме того, Пекин отрицательно воспринял революцию в Украине. КНР боится таких «цветных революций» и видит в них попытку Запада влиять на отдельные страны. Особенно этот страх усилился после протестов в Гонконге летом 2014 года. Тогда, по мнению американских экспертов, власти были готовы вывести на улицы армию, но студенты разошлись сами.
Иными словами, два государства уже давно чувствовали определённое притяжение, и поэтому альянс от Петербурга до Шанхая уже никого не удивил.
Выигрышная сторона
Эксперты склонны считать, что от этого союза больше выгод получит Пекин.
Во-первых, это дипломатическое признание. В последнее время лидер Китая стал неким посредником между США и Россией. К тому же Вашингтон всё больше времени уделяет региону Тихого океана и хочет в 2015-м запустить там зону свободной торговли с оборотом свыше $ 10 трлн в год. На нескольких саммитах по этому вопросу Китай всегда выступал посредником между странами.
Кроме того, Пекин официально не поддержал политику Москвы в Украине, и поэтому его не приписали к союзникам России. По сути, он остаётся единственным крупным государством, которое хочет сохранить нейтралитет в данном вопросе.
Во-вторых, дипломатическое сближение привело и к экономической выгоде. В прошлом году Китай стал наибольшим торговым партнёром России - их общий товарооборот составил $ 95 млрд. В 2015-м стороны рассчитывали довести его до $ 100 млрд, но помешало падение цен на нефть.
В основном РФ продаёт в КНР свои сырьевые ресурсы в обмен на промышленные товары. Апогеем этого сотрудничества стало подписание в мае 2014-го договора о постройке газопровода Сила Сибири общей стоимостью $ 10 млрд. Эта труба должна была вывести российские энергоносители на ёмкий рынок Китая.
Наконец, Россия, после того как западные инвесторы стали покидать её, рассчитывает на деньги Китая. За последний год приток средств из КНР вырос на 45% – в российском правительстве даже обсуждают возможность перевода значительной части своих валютных ресурсов в юани.
Также Китай хочет получить от России новое вооружение, так как его отношения с соседями становятся всё более напряжёнными. Это заставляет ведущие страны региона усиленно вооружаться. К примеру, перед парадом лидеры КНР и РФ подписали договор о продаже противоракетных комплексов С300.
«Это не самое новое вооружение. В этом году в России будет сдан в эксплуатацию комплекс С400. Но для Китая это прорыв в обороне, так как другие государства не хотели продавать ему такие системы», – рассказывает Корреспонденту Стивен Бланк из Американского совета по внешним отношениям.
Россия же, заключив союз с крупнейшей мировой экономикой, может не опасаться иностранных санкций и укрепить своё влияние. Особенно учитывая, что на европейском направлении Москва потерпела поражение, а её собственный интеграционный проект, ЕврАзЭС, остаётся номинальным объединением, куда Кремлю уже много лет хочется вдохнуть жизнь.
Неравный союз
В Кремле понимают, что Китай превзошёл их страну по экономическим показателям и военной мощи.
Эксперт: Отношение к России у китайской номенклатуры пренебрежительное. Многие уже говорят, что Москва когда-то платила дань Монгольской империи
«Отношение к России у китайской номенклатуры пренебрежительное. Многие уже говорят, что Москва когда-то платила дань Монгольской империи, а договоры, установившие границы между странами, нужно пересмотреть», – поясняет Корреспонденту Джи Чжен Янг из Колледжа Троицы (Великобритания).
Лидеры КНР понимают, что нельзя допустить, чтобы эти идеи сорвали будущий альянс. Ведь Россия, защищая свои интересы и гордость, уже не побоялась жёстко выступить против США. И если китайцы не будут вести себя осторожно, ничто не помешает Кремлю выступить и против них. По мнению Джи Чжен Янга, Си Цзиньпин пока сдерживает такие настроения, но в Пекине многие смотрят на Москву как на младшего партнёра.
Что касается восточных территорий РФ, вокруг которых когда-то шли споры, то теперь Пекин больше интересует экспансия в других районах Тихого океана – около Японии и Вьетнама. Там КНР хочет поднять свой престиж и захватить воды, богатые ресурсами.
Поэтому идеи отделения от России Приморья постепенно сошли на нет, а миграция китайского населения туда резко снизилась после того, как Пекин начал инвестировать средства в развитие собственных континентальных провинций. Китайцы хотят освоить земли в рамках своих границ и только потом думать об экспансии на восток.
С другой стороны, стороны уже не раз сталкивались в вопросе влияния на Среднюю Азию. Китай хочет воплотить там транспортный проект стоимостью $ 40 млрд, возродив древний Великий шёлковый путь и завоевав статус лидера региона. Пока Москва не решила, как именно она хочет подключиться к этой стройке, хотя понимает, что не сможет конкурировать с Пекином.
Таким образом, конфликты между двумя странами ещё возможны. Но в целом Москва смотрит на Восток, в то время как её отношения с Западом ухудшаются с каждым днём. Если ситуация не изменится, то вскоре союз Россия - Китай станет данностью.
***
Этот материал опубликован в №20 журнала Корреспондент от 22 мая 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.