Судьба уголовного дела против Януковича. Интервью с юристом

Корреспондент.net,  11 августа 2015, 09:31
💬 31
👁 7746

Роман Марченко, старший партнер юридической конторы Ильяшев и партнеры, ответил на вопросы по делу против Януковича.

Материал размещен в №30 журнала Корреспондент от 31 июля 2015 года.

1. Почему решение о заочном осуждении было принято только сейчас, спустя полтора года после Евромайдана?

— Следствие такого уровня — очень кропотливая задача. Поэтому, видимо, только сейчас были собраны реальные доказательства, разрешающие начать подобный процесс. Следствие не может основываться просто на заявлениях какого-то депутата «Вот он [Янукович] точно виновен». И не может пойти в суд со слабой доказательной базой, рискуя «нарваться» на оправдательный приговор. Так что Генпрокуратура действует пусть непопулярно для электората, но абсолютно корректно. Для Европы это нормальная практика — похожие процессы там длятся годами. Так что я не думаю, что здесь нужно искать злой умысел.

2. Каков механизм подобного следствия?

— Единственное отличие заочного следствия от обычного только в том, что обвиняемый не присутствует физически. А так всё происходит по стандартной процедуре. Будет проходить допрос свидетелей, защиты, самого подозреваемого. То, что Янукович заявил, что готов сотрудничать со следствием в формате видеоконференции, вполне уместно и законно. Это предусмотрено Уголовным кодексом, который, кстати, был принят во время его правления.

3. Что будет с активами подозреваемых в Украине, если их вина будет доказана?

— Если суд постановит, что подозреваемые виновны, то их активы как в Украине, так и за рубежом, могут быть конфискованы (если статья Уголовного кодекса это предусматривает) в пользу государства, или взысканы в пользу потерпевших сторон для удовлетворения гражданского иска. 

4. А какое наказание может грозить Януковичу и его соратникам?

— Насколько я слышал, экс-президент и его окружение обвиняются в серьёзных преступлениях [государственная измена и злоупотребление властью]. Помимо уже упомянутой конфискации активов и имущества, речь может идти о лишении свободы сроком от 12 лет. Если обвиняемых не будет в Украине, то страна подаст запрос на их экстрадицию. В принципе со многими странами у нас подписан договор о выдаче преступников. Если вина будет доказана, то в теории они должны его соблюдать.

5. А на практике? Действительно ли все будут наказаны?

— Здесь могут возникнуть проблемы не так со стороны Украины, как со стороны других стран.Так, есть государства, которые никогда не выдают лиц в Украину, например, Великобритания. Я думаю, следствие приложит максимум усилий, чтобы доказать вину бывших политиков. Но Российская Федерация уже заявила, что все преступления, которые вменяются Януковичу, носят политический характер. В таком случае Россия абсолютно законно, исходя из своего законодательства, может не выдать Украине Януковича.

Что касается того, будут ли наказаны все, — это скользкий вопрос. В первую очередь необходимо доказать, что эти лица действительно виновны в совершении преступлений. Поэтому сейчас говорить однозначно, что все, кто работал с Януковичем, виновны в расстреле Майдана, — абсурд. Если следствие докажет их вину, тогда уже можно о чём-то говорить. Раз сейчас названо только несколько фамилий, значит против них действительно есть весомые улики.Генпрокуратура взяла новый курс, там работаю профессиональные следователи, давайте дождемся результатов.

***

Этот материал опубликован в №30 журнала Корреспондент от 31 июля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь

ТЕГИ: Генпрокуратура Янукович уголовное дело расследование