Откуда в консервативной Индии храмы любви и секса
Сексуальные нормы в Индии до XIII века были куда более либеральными.
Индия, ныне крайне консервативная страна, когда-то произвела на свет первый в мире трактат о сексе, а ее эротическое искусство, выставленное на всеобщее обозрение, сейчас шокирует сильнее, чем в те времена, когда оно создавалось. В этом убедился корреспондент BBC Culture.
В декабре 2013 года на ЛГБТ-сообщество Индии обрушился сокрушительный удар: Верховный суд страны постановил, что гомосексуализм является уголовным преступлением.
Совсем недавно, в августе 2015 года индийское правительство наложило запрет, отмененный с определенными оговорками спустя несколько дней, на более чем 800 интернет-сайтов, которые были признаны порнографическими. Это преподносилось как попытка обуздать распространение детской порнографии и сексуального насилия.
Индия была исключительно консервативной страной в течение нескольких последних столетий: сказывалось влияние пуританских нравов разных общественных слоев и групп, в том числе династий исламских правителей, британских колонизаторов и собственной касты браминов.
Но страна не всегда была такой. Сексуальные нормы до XIII века были куда более либеральными. Они признавали одинаковую значимость как светского, так и духовного начал.
Правила секса преподавали в качестве одного из официально признанных общеобразовательных предметов, а "Камасутра", первый в мире трактат о сексе, была написана в период с IV в. до н.э. по II век н. э.
И правда, если внимательно приглядеться, память об этих более либеральных временах наглядно присутствует по всей стране.
Свобода нравов буквально вырезана в камне. Сексуальные сцены украшают нижний ярус стен построенного в XIII веке Храма солнца в Конараке, в штате Орисса на востоке Индии.
Нагота отличает настенную живопись и скульптуры, изображающие райских дев в пещерных буддийских храмах штата Махараштра, вырубленных в скалах сакральных комплексах в Аджанте (II век до н.э.) и Элоре (V-X века).
Самый откровенный образец
Впрочем, сохранившийся лучше других и наиболее откровенный образчикэротического храмового искусства можно увидеть в маленьком городке Кхаджурахо в штате Мадхья-Прадеш в центральной частим Индии.
Отличающиеся необыкновенно элегантной работой по камню индуистские храмы, распложенные здесь, были объявлены объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в 1986 году.
Из 85 храмов, построенных в период с 950 по 1050 год при правителях из древней индийской династии Чандела, сохранилось только 22.
Когда однажды зимним днем я вошла на территорию храмового комплекса площадью в шесть квадратных километров, песчаник строений отливал полированным золотом.
Местные женщины несли с собой цветы и ароматические палочки для молитвы, а туристы бродили вдоль внешних коридоров, глазея на прихотливое скульптурное изобилие, покрывавшее каждый дюйм стен.
Здесь были изображения богов и богинь, воинов и музыкантов, зверей и птиц. Подобные сцены можно было бы наблюдать в любом индийском храме.
Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что многие из этих изображений, вырезанных из камня, представляют собой крайне эротические сцены с участием мужчин, женщин и животных. Тут были изваяния, представляющие любовь втроем, оргии и совокупление с животными.
Хотя я и знала, чего здесь следовало ожидать, меня ошеломило зрелище фигуристых женщин и их исполненных мужской силы партнеров, чьи тела принимали самые невозможные сексуальные позы - рядом со статуями божественных сущностей, взиравших с блаженными улыбками на это действо.
Отдельные камни носили следы повреждений, а некоторые конечности фигур были сломаны, но большинство скульптур оставались удивительно нетронутыми несмотря на то, что возраст храмов превышает 1000 лет.
Существуют различные версии возникновения столь откровенных эротических мотивов в оформлении храмов.
Одна из наиболее экзотических теорий гласит, что поскольку цари из династии Чандела были последователями тантрических принципов секса, где, в частности проповедуется равновесие между мужскими и женскими силами, они и отправляли свои культы в храмах, созданных ими специально для этих целей.
Другие теории имеют отношение к той роли, которую сами храмы играли в те далекие времена. Они считались в равной степени местами постижения знаний и поклонения, особенно в том, что касается изящных искусств, не исключая искусства любви.
Кроме того, некоторые полагают, что изображение сексуальной деятельности – это добрый знак, поскольку означает новое начало и новую жизнь.
Кроме того, индуизм традиционно рассматривает секс как существенную часть жизни, вероятно, поэтому скульптурные изображения сексуальных сцен перемежаются с эпизодами молитвы и войны.
Тот факт, что они находятся на виду и не задвинуты в дальние темные углы, дает основание полагать, что их создатели хотели, чтобы их видели все.
Как удалось избежать гнева полиции нравов
Самое удивительное то, что нет никакой очевидной причины, по которой эти прихотливо изукрашенные храмы были построены именно в Кхаджурахо.
Дело в том, что до нас не дошло никаких письменных источников о существовании какого-либо царства в этих краях.
Скорее всего, своим выживанием эти откровенные сцены обязаны тому, что в течение нескольких веков они были надежно изолированы от внешнего мира в отдаленной местности, заросшей настолько густым лесом, что их сумел заново открыть капитан английской армии в Бенгалии Т.С. Берт только в 1838 году.
Этим зачарованным храмам удалось избежать гнева индийской полиции нравов, которая в последнее время запретила и уничтожила множество культурных артефактов – от книг Салмана Рушди до картин мастера индийского модернизма в живописи Макбула Фида Хусейна.
Но что мне показалось еще более любопытным, чем выразительные изваяния и скрывающаяся за ними история, так это то, как целые семьи молча внимали речам гида, когда он анализировал некоторые особенно пикантные сцены, высеченные высоко на стенах величественного храма Кандарья-Махадева.
Ни одной поднятой брови, никаких смущенных переглядываний, ни единый смешок не сорвался с молодых губ.
Возможно, искусство и не вызывает возражений, если рассматривать его в религиозном контексте, но я покидала Кхаджурахо с убеждением, что здешние храмы способны преподать Индии основательный урок толерантности.