Президент ФФУ рассказал, как будут бороться с коррупцией в футболе
Президент Федерации футбола Украины Андрей Павелко рассказал о принятом законе о предотвращении коррупции
- Мы не скрываем, что болезнь под названием «коррупция» у нас есть. Мы этого не прячем. Какие-то страны закрывают на это глаза, где-то – не могут провести ужесточение наказания. Мы все понимали, что можно за счет спортивных принципов забирать очки, лишать права заниматься футболом какое-то время, и так далее. Но на самом деле не было прямой угрозы за такие вещи попасть в тюрьму, как это есть во многих цивилизованных странах Европы, где принят закон наподобие нашего.
Коррупция в спорте – это использование спортивных соревнований в неспортивных принципах. Договор может быть как между представителями клубов, так и между клубом и арбитром, а также в целях обогащения путем тотализатора – ставок. И это сегодня, наверное, самая громка наша проблема, потому что азиатский букмекерский рынок, который имеет обороты около 80 млрд. долларов в неделю, уже начал рассматривать Украину для захвата в сети своих агентов. К сожалению, мы видим сигналы и от УЕФА, и от наших европейских друзей, которые с этим борются очень активно.
- А как работает схема? Есть контора, условно, в Таиланде. Там какой-то человек делает ставку на матч команд U-19, Первой лиги, Премьер-лиги и т.д. Как он понимает, что в Украине кто-то что-то делает подковёрно?
- Для него, находящегося в Таиланде, Украина находится в зоне безответственности. Для него не несет никакого страха работа с агентами и посредниками, которые выходят в Украине на целую группу молодых игроков, для того, чтобы матч закончился с нужным результатом.
- То есть в Украину приезжают какие-то люди – или это делается посредством какой-то связи вроде Skype или Viber – и доводят дела до нужного результата?
- Да, и за это будет какое-то денежное вознаграждение. В этом плане уже игроки в молодом возрасте начинают искать дополнительные заработки. Но что самое плохое – эти футболисты потом попадают в молодежные, национальные сборные, и как они потом будут на крючке у этих агентов и какие ставки будут на самом деле – мы можем только догадываться.
- Как действует закон в данном случае?
- Данный закон дает возможность уголовного наказания для всех тех, кто принимает участие в спортивной коррупции или является ее соучастником – вплоть до президентов клубов, главных тренеров, агентов, посредников. Более того, если кто-то из них знает, что будет такое правонарушение, но не сообщает правоохранительным органам, то он тоже является соучастником данного преступления. Мы разрабатывали этот закон в тесном сотрудничестве с Европолом и с Интерполом. По определённому факту, который доведен до суда, в результате которого понесли наказание все лица, условному человеку в Таиланде через линию Интепола будет выставлена карточка (карточка является одним из способов, с помощью которых Интерпол информирует своих стран-членов, что ордер на арест был выдан для человека судебным органом – прим.). Этот гражданин будет «непередвигаемым» во всем мире и преследоваться законом. Для него и для всего азиатского и других рынков, которые рассматривают земной шар, где бы поиграть в эти игры, Украина уже будет запрещена. Потому что получить себе карточку через Интерпол и находиться только в своей стране он не захочет.
- А кто будет добывать эту информацию? Это должны делать наши правоохранительные органы или федерации? Как работает этот механизм?
- Все, кто заинтересован в том, чтобы футбол был честен, имеют возможность контролировать этот процесс: общественные организации, журналисты, чтобы в любой ситуации правоохранительные органы, Федерация футбола получили мгновенную исчерпывающую информацию о готовящемся договорном матче или целом ряде таких поединков. Например, закон такого типа дал возможность в Италии в течение одной недели арестовать до шестидесяти человек, замешанных в коррупционных схемах. Я уверен, что такие громкие дела раз и навсегда дадут по рукам всем тем, кто собирался это делать. Это работа на упреждение – особенно с молодыми игроками, которых раньше заманивали деньгами и говорили, что «все равно за это ничего не будет». Но теперь уже сегодня все, кто будет задействован в этом процессе, будут понимать, что могут получить срок до трех лет.
- Возможно, уже есть предварительная информация, что где-то такие случаи уже зафиксированы? Есть предпосылки к началу расследований?
- У нас ведется подготовительная работа во всех направлениях, по старым делам выявлены агенты, участники в этом процессе. Над ними закон обратной силы не имеет, но со дня, когда закон вступит в силу (он пока на вычитке, потом переходит на подпись к президенту и вступает в силу после публикации в «Голосі України»), вся информация будет отрабатываться вместе с правоохранительными органами.
Мы этот закон отрабатывали вместе с УЕФА, с европейскими экспертами, с нашими близкими друзьями, итальянцами, Франческо Баранкой, который успешно там с коррупцией борется (глава организации по борьбе с договорными матчами Federbet , - прим. footballua.tv), и уверен в качестве этого закона. Но опять же, мы все должны понимать, что закон – это очень большая работа. Такого закона в нашем футболе никогда не было и никто его даже не начинал. Хочу поблагодарить всех авторов: Андрея Анатольевича Кожемякина, а также всех парламентариев, которые за закон проголосовали. Такое единение парламента – очень редкий случай, закон был принят практически единогласно. Все, кто был в тот момент в зале, дали возможность как можно быстрее его ввести, так как у нас еще будет работа по ратификации европейской конвенции по этому вопросу, чтобы все страны континента прекратили в едином порыве вход в европейский футбол таких явлений.
- Что будет с людьми, которые не только попали под подозрение, но их вина также была доказана? Что будет с футболистами, которые, к примеру, пошли сделать ставку? Они вообще имеют на это право, или им это запрещено?
- Вообще футболистам это запрещено, потому что они сами участники. Также и судьям.
- Например, доказан некий интерес: что игрок сделал ставку на первый угловой на третьей минуте, пенальти или удаление… Что светит футболисту за подобные действия?
- Действительно, есть некая градация наказаний, в зависимости от разного уровня преступлений: от штрафа до трех лет. Потому что если это будет совершено группой лиц и смеженными агентами, тогда это будет компетенция Службы безопасности Украины, которая будет совершенно по-другому это все вести, и это будет другой разговор. Я хотел бы, чтобы само принятие этого закона в нашей стране отбило желание кому-либо этим заниматься. Но мы не хотим, чтобы это переросло в мелкие штрафы, которые никто не почувствует. Конечно, это будет очень серьезная работа правоохранительных органов для того, чтобы в судах эти дела имели громкий успех, чтобы наша система заработала так, чтобы законы, которые принимают в парламенте и соответствуют европейским нормам, могли быть поддержаны на всех уровнях и несли ту цель, ради которой они принимаются. Так что я уверен, что мы будем все вместе держать на контроле такие громкие дела и доводить их до логического завершения.