Сюрприз из Панамы. Украина в скандале с офшорами
Как офшорный скандал, в который оказался вовлечён Пётр Порошенко, повлияет на политическую ситуацию в Украине.
Почти 400 журналистов из 78 стран, 11,5 млн документов, информация о 214.488 офшорных компаниях, 2,6 террабайта данных — крупнейший «слив» в истории журналистики поставил в один ряд 150 политиков мировой величины, которые якобы пытались уйти от налогов или отмыть деньги. Среди них и Пётр Порошенко.
Корреспондент разобрался, чем это грозит Президенту Украины, пишет Евгения Вецько в №13 издания от 8 апреля 2016 года.
Скандальные данные попали в распоряжение немецкой газеты Süddeutsche Zeitung около года назад — анонимный источник прислал в редакцию зашифрованные внутренние документы панамской юридической компании Mossack Fonseca — четвёртого из крупнейших мировых офшорных регистраторов.
3 апреля журналисты опубликовали первый блок расследования — имена самых известных фигурантов, найденные в базе данных Mossack Fonseca. В их числе президент Аргентины, премьер-министры Исландии и Пакистана, король Саудовской Аравии, племянник президента ЮАР, братья Башара Асада и друзья детства Владимира Путина.
Уже известно, что в «панамском архиве» есть фамилии 20 украинцев, в том числе трёх нынешних политиков — Президента Петра Порошенко, главы НБУ Валерии Гонтаревой и мэра Одессы Геннадия Труханова
Уже известно, что в «панамском архиве» есть фамилии 20 украинцев, в том числе трёх нынешних политических деятелей — Президента страны Петра Порошенко, главы НБУ Валерии Гонтаревой и мэра Одессы Геннадия Труханова. Есть там данные и о деятельности бывшего премьер-министра Украины Павла Лазаренко. В числе бизнесменов, причастных к скандалу, — проживающий в Украине британский миллионер Мохаммад Захур, являющийся владельцем газеты Kyiv Post.
Впрочем, и этот список может оказаться неполным. В ближайшее время будет опубликована новая порция разоблачающих данных. И, как утверждает журналист российского издания Новая газета Роман Анин, по Украине есть «впечатляющие документы».
Первый Пётр
«Когда в 2014 году Пётр Порошенко боролся за высший государственный пост, он обещал избирателям, что продаст принадлежащую ему компанию Roshen — крупнейший кондитерский бизнес в Украине, чтобы полностью сосредоточиться на управлении страной», — так начинается материал о главе украинского государства, опубликованный Центром по расследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP).
После экскурса в историю следуют обвинения. Как утверждают журналисты, Порошенко не передал свои активы в траст, вопреки обещаниям, а создал три офшорные компании для реструктуризации Roshen и, таким образом, дважды нарушил закон.
Исполнительный директор отделения Transparency International в Украине Алексей Хмара заявил OCCRP, что речь идёт о серьёзной проблеме. По его словам, имеет место конфликт интересов и, вполне вероятно, нарушение как Конституции, запрещающей Президенту заниматься бизнесом, так и антикоррупционного законодательства, по которому запрет на частную коммерческую деятельность распространяется на всех чиновников.
«Если создаётся новая компания, где государственный чиновник указывается в качестве бенефициара, это значит, что он напрямую вовлечён в бизнес, — объясняет Хмара. — Тогда налицо нарушение закона, вне зависимости от обстоятельств, при которых регистрировалась компания, или места регистрации».
Кроме того, Президент не указал свою новую офшорную компанию и «вспомогательные» компании в финансовой декларации за 2014 год. Нет сведений об этом и в декларациях за 2015-й.
Финансовый консультант Президента Макар Пасенюк, правда, заявил: это объясняется тем, что фирмы ничего не стоят, поэтому декларировать их не нужно. Но в документах, которые добыли журналисты, написано, что акции одной из них стоят $ 1.000, а их единственный собственник — Пётр Порошенко. И это прямо затрагивает Кодекс Украины об административных правонарушениях.
Горькая ирония этой истории заключается в том, что новость о «президентском офшоре» появляется в тот момент, когда украинское правительство активно борется с использованием «налоговых гаваней», из-за которых страна недополучает ежегодно $ 11,6 млрд
«Горькая ирония этой истории заключается в том, что новость о «президентском офшоре» появляется в тот момент, когда украинское правительство активно борется с использованием «налоговых гаваней», из-за которых страна недополучает ежегодно $ 11,6 млрд… Ещё более трагическая ирония в том, что, судя по имеющимся документам, Порошенко изо всех сил старался защитить свои финансовые активы в «налоговой гавани» в тот момент, когда градус конфликта между Украиной и Россией достиг наивысшей точки», — пишет OCCRP.
Глава государства с ответом на публикацию тянул несколько дней, а в это время политики, юристы и журналисты спорили о том, так ли уж Порошенко виноват. Депутаты из пропрезидентского лагеря оправдывали патрона.
«Это была реальная попытка продать Roshen хоть каким-то образом, ведь «лобового» покупателя в условиях прямой военной агрессии в 2014-2015 найти было трудно», — написал в Facebook депутат от фракции Блок Петра Порошенко Владимир Арьев. И даже намекнул, что компромат на Президента может быть делом рук его коллеги в РФ Владимира Путина.
Представители другого политического крыла в заявлениях были более категоричны. «Никакого криминала здесь нет. А вот нарушение части 4 ст.103 Конституции Украины есть. В цивилизованных странах на импичмент потянуло бы», — отметил внефракционный депутат Виктор Чумак.
Самый радикальный в украинском парламенте — лидер партии собственного имени Олег Ляшко — пообещал начать процедуру импичмента в порядке, предусмотренном статьёй 111 Конституции Украины.
«Мы требуем немедленно созыва внеочередного заседания парламента, принятия решения о создании специальной временной следственной комиссии в ВР, которая будет расследовать факты злоупотреблений, факты коррупции в действиях Президента Украины Петра Порошенко», — заявил политик.
По слухам, готова поддержать его в этом стремлении давний политический конкурент Президента — лидер Батьківщини Юлия Тимошенко.
Впрочем, дальнейшие заявления самого гаранта, представляющих его интересы юристов и силовиков показали, что подобные инициативы вряд ли увенчаются успехом. В отличие от премьер-министра Исландии Сигмундура Давида Гуннлоугссона, который после скандала всё-таки подал в отставку, Порошенко уходить с поста не собирается.
Более того, любые обвинения отвергает. «Став Президентом, я отошёл от управления активами, поручив это дело соответствующим консалтинговым и юридическим компаниям», — написал гарант на своей странице в Facebook.
Позднее, находясь с визитом в Японии, он объяснил, что основной целью учреждения компании Prime Asset Partners Limited (BVI) на Британских Виргинских островах было создание специального предприятия (SPV) для передачи бизнеса в управление банку Rothschild, а не минимизация налоговой базы, как у других участников скандала Panama papers.
«Я сделал это не для минимизации налогов, это было полностью публичное действие. Это предприятие не получило ни одного пенса из Украины, — заявил он. — Есть отличие случаев в России, Исландии и остального мира: у нас был абсолютно прозрачный процесс, и его целью было отделение бизнеса от политики и создание доверия. Нет другого пути, как создание независимой компании и передачи известному банку».
Поэтому, по мнению Президента Украины, необходимости проводить какое бы то ни было расследование, нет.
Перед законом равны
На следующий день после публикации скандальных документов в канцелярии панамской компании Mossack Fonseca поспешили опровергнуть обвинения в отмывании денег и помощи в уклонении от уплаты налогов, содержащиеся в обнародованных документах.
Тем не менее прокуратура Панамы начала расследование. Отреагировали на них налоговые органы Австралии и Новой Зеландии, пообещал массовые проверки и президент Франции.
А вот украинские правоохранители криминала в действиях того же Президента не нашли. «Изучив информацию СМИ о якобы незаконной деятельности Президента, органы прокуратуры не увидели состава преступления», — заявил сотрудник Генпрокуратуры Владислав Куценко.
Депутатам, которые обращаются в ГПУ с требованием начать расследование, он ответил, что органы прокуратуры не имеют таких полномочий, и порекомендовал обращаться в парламент.
Связаны руки и у Государственной фискальной службы. Там хоть и пообещали как можно быстрее проверить обнародованную в «панамских документах» информацию, но добавили, что ГФС не работает за пределами Украины и расследования по офшорам — это компетенция Нацбанка.
Сегодня в Украине нет такого правоохранительного органа, который мог бы расследовать деятельность Президента
Вряд ли стоит ожидать какой-то реакции и от других силовых структур. Сегодня в Украине нет такого правоохранительного органа, который мог бы расследовать деятельность Президента, объясняет юрист Центра противодействия коррупции Елена Щербань.
«Такая возможность была в Законе об Антикоррупционном бюро, но когда из АП вышел текст проекта, Президента в подследственности Бюро уже не было. И это был тот единственный компромисс, позволяющий собрать большинство голосов за закон в Раде», — отметила она. Таким органом могло стать Государственное бюро расследований, но оно пока так и не появилось.
Угроза нависла разве что над мэром Одессы Геннадием Трухановыми — СБУ проверяет информацию о наличии у него гражданства РФ.
Без изменений
Пока не повлиял скандал и на имидж Президента в мировом сообществе. Пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест уже заявил, что Соединенные Штаты и в дальнейшем будут поддерживать Порошенко и правительство Украины, несмотря на публикацию «панамского архива».
«Принимая во внимание объём этих документов, не стоит делать поспешные выводы. Но правда заключается в том, что Президент Порошенко вместе с правительством Украины продемонстрировал преданность имплементации большого количества антикоррупционных реформ в Украине. И американские власти способствуют его команде на пути имплементации всех этих реформ», — сказал Эрнест.
Не спешат выдвигать обвинения и в ЕС. «Доказательств преступлений пока нет, поэтому обвинять фигурантов материалов сейчас рано, — уверен председатель Представительства ЕС в Украине Ян Томбинский. — Там задействованы многие учреждения европейских стран. Не нужно на всё смотреть через призму украиноцентризма. Это не проблема украинского Президента».
Так что, имидж Порошенко в глазах мировых лидеров не пострадал. Чего не скажешь об Украине в целом. И самое неприятное, что «слив» произошёл накануне референдума в Нидерландах.
«Я думаю, что это проблема, что в документах появилось имя Порошенко. Панама — это проблематичная страна. И такого рода перевод акций можно было бы сделать и в более престижные места: в Великобританию, в Швейцарию, в ЕС. То, что эти фирмы оказались зарегистрированными в Панаме, ещё в каких-то офшорах, это выглядит немного странно… Фигурирование Украины в скандале не в её пользу в свете референдума касательно Соглашения об ассоциации между Киевом и ЕС», — считает политолог Андреас Умланд.
«Это как гол за 30 секунд до конца игры, который мы не отобьём», — подытожила народный депутат от БПП Светлана Залищук.
Внутренний вопрос
Фактически, главная претензия к Порошенко — морального плана, признают эксперты. Создание офшорных компаний свидетельствует о том, что Президент страны не доверяет её экономике и законам настолько, что проводит свои сделки за границей.
И хотя правовых последствий у этой истории, судя по всему, не будет, политические более чем вероятны.
Во-первых, скандал уменьшил шансы на создание парламентской коалиции. Тимошенко уже заявила о том, что подконтрольная ей Батьківщина прекращает переговоры о создании коалиции и переходит в «демократическую, проевропейскую оппозицию». И у БПП фактически осталось два варианта — договариваться с Народным фронтом и привлекать в большинство так называемых тушек или идти на досрочные парламентские выборы.
И вероятность, что сыграет второй вариант, растёт. По крайней мере, об этом по итогам панамского скандала заговорили в мировых СМИ. Издание Newsweek процитировало экспертов, которые считают, что офшорный скандал лишает Президента Украины политического кредита и делает досрочные парламентские выборы в стране более вероятными.
В частности, эксперт Principal Europe и Verisk Maplecroft Дараг МакДовелл отметил, что скандал вокруг Порошенко ещё больше дестабилизирует украинское правительство, которое переживает кризис.
«Коррупционные скандалы всегда имели сокрушительный эффект для уровня доверия и общественной поддержки правительства. И публикация панамских документов сильно повышает возможность проведения досрочных выборов. Также доверие к Порошенко со стороны западных союзников Украины подвергается серьёзному удару в то же время, когда политические конфликты уже отложили выдачу очередной части помощи от МВФ», — считает он.
По мнению эксперта, в результате досрочных выборов к власти придут маленькие партии, которые контролируют украинские олигархи, а также Оппозиционный блок.
Возможно, на выборы придётся пойти не только партии Петра Порошенко, но и ему самому. По слухам, которые распространяются в политических кулуарах, Юлия Тимошенко договорилась с Олегом Ляшко, как действовать, чтобы добиться досрочных выборов Президента. И, судя по действиям Радикальной партии в парламенте, первый шаг в этом направлении уже сделан.
***
Этот материал опубликован в №13 журнала Корреспондент от 8 апреля 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.