Луценко во главе ГПУ: серьезных изменений не будет
Депутаты сражаются из-за персоны генпрокурора, а надо бы менять систему целиком.
Отдохнув на майские, народные депутаты ринулись в бой. Одни пытаются взять высоту, другие удержать “любой ценой”. В качестве высоты — кресло генерального прокурора, которое вакантно уже несколько месяцев, пишет Евгения Супрычева в №18 журнала Корреспондент от 13 мая 2016 года.
Президент решил поставить вопрос ребром — согласно Конституции он имеет право подавать кандидатуру. Выбор пал на руководителя президентской фракции в парламенте Юрия Луценко.
“Выбор очевиден. Это вопрос не столько профессиональных либо деловых качеств Луценко, сколько вопрос личного доверия Президента. Он хочет видеть своего человека на этом посту”, — говорит директор Центра политического анализа Пента Владимир Фесенко.
Желание столь велико, что под Луценко решили кроить закон. Согласно старому, претендент на должность должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы в отрасли не менее 10 лет. У Луценко нет юридического образования, и в прокуратуре он был лишь однажды — проездом в СИЗО.
Так с учётом особенностей биографии Луценко был составлен новый законопроект, в котором ничего нет об образовании, да и в стаж включена “законодательная деятельность”. Только вот голосов этому закону не хватило. Правда, принять ещё могут — повторное голосование перенесли на четверг (номер в печать здавался днем ранее, - ред).
Однако опять есть нюанс. Допустим, Рада принципиально откажется голосовать за законы, написанные под конкретного кандидата. Что тогда? Политолог Фесенко предполагает, что у Президента есть резервная кандидатура. Скорее всего, это нынешний военный прокурор Анатолий Матиос. И этот вариант куда хуже: Матиос — “человек системы”, он не станет ее ломать, рука не поднимается. То есть, если Луценко — за бортом, мы остаёмся с Генпрокуратурой в нынешнем её состоянии — аварийном.
Правда и в то, что Луценко под силу будет реформировать Генпрокуратуру, верят не все: “Мы помним о его опыте реформирования МВД. Нахрапом разогнал ГАИ, потом вдруг опомнился — всё вернулось на круги своя. А Генеральная прокуратура — это куда сложнее.
Даже Виталий Ярема (экс-генпрокурор, а до этого глава МВД Киева) смотрел на функционал квадратными глазами. Потому что МВД и прокуратура — это разные вещи. А тут ещё человек без юридического образования. Он и подчинённые будут попросту говорить на разных языках. По большому счёту дело даже не в Луценко, а в том, что должность генпрокурора политизирована”, — считает бывший первый заместитель генпрокурора Украины Николай Голомша.
А почему политизация должности вредит? Противники назначения Луценко сейчас говорят, необходимо биться не за отдельные кандидатуры, а за изменение системы отбора.
“Открытый конкурс! Дискуссия с общественностью! Независимость…” — бросает слоганы нардеп Светлана Залищук.
И эти слоганы работают. Яркий пример — назначение главы Национального Антикоррупционного бюро — независимый отбор с привлечением юристов и народных люстраторов. Комиссия подаёт список на рассмотрение Президенту и тот уже выбирает наиболее удобную для себя фигуру, но лишь из тех, кто прошёл профессиональный отбор.
Однако в случае внедрения подобной системы в Генпрокуратуре необходимо с нуля разрабатывать законодательную базу. Это займёт не меньше года. Начинать надо было ещё вчера, но задумались лишь сегодня, да и то чисто теоретически.
На практике пока проводят “ямочный ремонт” прокуратуры: так оно и быстрее, и привычнее.
***
Этот материал опубликован в №18 журнала Корреспондент от 13 мая 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.