Моральная победа Киева. СМИ о возвращении Савченко
Дайджест иностранной прессы об освобождении украинской летчицы.
Возвращение в Украину Надежды Савченко обсуждает весь мир.
Эксперты и наблюдатели спорят по поводу того, кто больше выиграл от освобождения украинской летчицы – Киев или Москва.
Корреспондент.net собрал публикации мировых СМИ по поводу освобождения Савченко.
С надеждой на потепление отношений - The New York Times
Россия и Украина обменялись знаменитыми пленными, что может поспособствовать результативности переговоров об урегулировании конфликта на востоке Украины.
Обмен, как и большая часть дипломатии вокруг этого конфликта, был срежиссирован так, чтобы подтвердить заверения России, что она никак не участвует в этой войне. Традиционного для обмена военнопленными ритуала, указывающего на его равноценность, не было.
Украинская летчица, лейтенант Надежда Савченко была освобождена из-под стражи в российском городе Ростов-на-Дону и вылетела в Украину на самолете украинского президента. В Киеве посадку самолета восторженно приветствовали ее поклонники и журналисты. Позже президент Порошенко вручил Савченко медаль "Золотая звезда" за героизм. "Это только начало, - сказал Порошенко. - Как мы вернули Надю, так мы вернем Донбасс и Крым".
У российских властей была идея обменять Савченко на россиянина Виктора Бута, осужденного за контрабанду оружия и содержащегося в федеральной тюрьме строгого режима в США, но американский посол на Украине отверг это предложение.
Зачем России это было нужно? - Sueddeutsche Zeitung
Если в киевском "Борисполе" Савченко чествовали как героиню, то в Москве россиян, на которых ее обменяли, встречали только жены. В кратком комментарии на государственном ТВ было сказано, что оба мужчины находились в Украине в качестве добровольцев: как это часто бывает у российских военных, они вовремя уволились со службы и лишь затем поехали воевать в Украину.
В целом, состоявшийся обмен можно расценивать как хороший сигнал, но не более. Возвращение Савченко на родину стало триумфом для Петра Порошенко, и вряд ли оно заставит его идти на прописанное в минских договоренностях изменение украинской конституции и проведение выборов на Донбассе.
Сама Савченко еще на посадочной полосе заявила о намерении опять отправиться на войну. А Россия по-прежнему удерживает более двух десятков украинцев, пойманных, подобно Савченко. Самый известный из них - режиссер Олег Сенцов.
Между тем, если бы самокритика входила в репертуар российского руководства, ему следовало бы спросить себя, а что вообще дала "операция Савченко" России?
Только похищение с территории Украины, показательный процесс и тяжбы по поводу ее обмена на самом высоком дипломатическим уровне. За эти два года Москва сделала из украинки с националистическими воззрениями народного героя.
Неужели это было нужно для того, чтобы обменять ее на двух серых службистов, которых в случае чего без проблем можно было вернуть в Россию без шума.
Кому сочувствовать легче - Bloomberg Views
Обмен пленными во время необъявленных войн - почтенная традиция.
Контраст с Савченко не мог быть более разительным. Россия, как представляется, мало заботилась о своем личном составе, захваченном в Украине: возможность отрицать их причастность оказалась важнее.
В киевском "Борисполе" Савченко радостно встречала толпа журналистов и политиков. В московском "Внуково" Александрова и Ерофеева встречали только их жены.
И Россия, и Украина несут ответственность за этот конфликт. Ультранационалистический батальон Савченко "Айдар", скорее всего, был бы запрещен в любой европейской стране
Однако история Савченко и двух ГРУ-шников показывает, почему Украине сочувствовать легче. Яркое, демонстративное неповиновение Савченко и ее горячая поддержка на родине были более чистыми, более человечными, чем официальное отречение России от Александрова и Ерофеева и их неохотное спасение.
Кроме того, у Савченко гораздо более убедительное объяснение того, как она оказалась в плену, чем у российских военнослужащих: она защищала свою страну.
В этом смысле обмен не был равнозначным. Украина одержала моральную победу.
Нервный проблемный герой – Lenta.ru
Свою первую речь Савченко произносила босиком (какой в этом был символизм — пока неясно) и с весьма раздраженными интонациями.
В далекой от дипломатии манере депутат Верховной Рады сразу же приказала, чтобы к ней никто не прикасался — что, с учетом количества собравшихся, было трудно выполнимо.
Понятно, что возвращение Савченко d Украину — не слишком хорошая новость для внутриполитических раскладов. Дивиденды от ее освобождения сегодня закончатся, а начнутся серьезные проблемы.
Потому как очень скоро Савченко разберется в ситуации и, имея статус действующего депутата Верховной Рады и даже члена постоянной делегации в ПАСЕ, начнет задавать неудобные вопросы. И все же можно предположить: операция вряд ли состоялась бы, если бы у Порошенко не было определенных ожиданий и конкретного плана. На что же рассчитывает президент Украины?
Первое — имиджевые выгоды. С определенного времени Порошенко монополизировал тему освобождения украинской наводчицы и собрал все рычаги влияния на ситуацию в своих руках.
Поэтому в глазах многих украинцев и «западных партнеров» обмен выглядит как его личная победа. Нет сомнений, что именно такая позиция будет усиленно раскручиваться в ближайшие дни, но вряд ли президент Украины рассчитывает этим удовлетвориться.
На лидирующие позиции в рейтинге электоральных симпатий d Украине стремительно возвращаются Юлия Тимошенко и ее партия «Батькивщина».
И хотя возвращение Тимошенко пока виртуальное, поскольку выборов в стране в ближайшее время не предвидится, ситуация в любой момент может измениться непредсказуемым образом.
Не исключено, что президент рассчитывает, что возвращение Савченко станет ударом по «Батькивщине», за чем последует крах этой политической силы.
Маловероятно, что помилованная окажется хорошим политиком: черты характера, которые она демонстрировала до сих пор, никак не сочетаются с парламентской деятельностью даже при характерной украинской специфике. Очень далекая от кулуарной дипломатии Савченко начнет совершать неправильные поступки и говорить неправильные слова, что, безусловно, повредит имиджу партии.
Запад сыграл свою роль - Der Spiegel
Обмен пленными использует для политических инсценировок и Киев. Президент Порошенко поспешил засветиться с Савченко перед представителями прессы.
Для Порошенко момент исключительно подходящий. Ровно два года назад он был избран президентом - с тех пор его рейтинг стремительно падает. Реформы буксуют, а сам президент до сих пор привязан к старым знакомствам.
Среди встречавших Савченко в аэропорту была Юлия Тимошенко. Встреча между Савченко и Тимошенко прошла странно: босоногая Савченко с взъерошенной короткой стрижкой отклонила букет цветов, протянутый элегантно одетой и безупречно уложенной Тимошенко.
Савченко вообще производила впечатление оживленного и готового продолжать борьбу человека: как будто она вышла не из тюрьмы, а все еще ведет борьбу за Восточную Украину в составе батальона добровольцев.
Во время тюремного заключения в России Савченко заручилась симпатиями многих украинцев. У нее уже есть место в парламенте: на парламентских выборах партия Тимошенко поставила ее на первое место в своем списке.
Это было задумано всего лишь как пиар-ход. Однако Савченко, похоже, относится к этому более чем серьезно: на следующей неделе она планирует принять участие в заседании Верховной Рады.
Подтверждение участия России в войне? – Ведомости
Мы не знаем условий сделки, но кроме понятного гуманистического мотива есть еще вполне прагматический политический мотив радоваться ее заключению.
Этот обмен либо уже стал плодом договоренностей, направленных в конечном счете на урегулирование ситуации на юго-востоке Украины, либо делает возможными такие договоренности.
Обмен выглядит неравноценным: Украина получила героя, Россия – двух невыразительных мужчин, от которых она ранее официально открестилась. Военнопленными они так и не были признаны, оставшись, по сути, заложниками.
Но смысла произошедшего это не меняет: во-первых, обмен военных де-факто означает признание Россией своего участия в конфликте, во-вторых, он формализует один из необходимых механизмов коммуникации противоборствующих сторон.
Аналогии с обменами шпионов во времена настоящей холодной войны не случайны.
В той войне противники были четко обозначены, а методы противодействия имели свои правила. И хотя подобные сделки были сложны, обставлялись множеством условий и совершались посредниками, это был взаимовыгодный механизм.
Нынешняя ненастоящая холодная война, в которой одна из сторон делает вид, что не участвует, долгое время была лишена адекватных механизмов коммуникации между сторонами.
Обменял ли Кремль Савченко на ослабление санкций? Не в ближайшие месяцы. Реалистичный срок при условии прогресса в урегулировании – 2017 год. А пока главная награда для России – ощущение проявленного гуманизма.