История: Австро-Венгерские репрессии украинцев

Корреспондент.net,  26 мая 2017, 14:00
💬 311
👁 16403

В начале первой мировой войны, австрийцы, воевавшие с Российской империей, устроили настоящий геноцид жителей Западной Украины.

Первая мировая война познакомила западных украинцев с понятием репрессий раньше, чем это сделал Сталин. Противоречия между Австро-Венгерской и Российской империями нарастали, и правительство императора Франца-Иосифа активно работало, чтобы население современной западной Украины включилось в войну на стороне Австро-Венгрии, а не России. Для этого на местах начали выявлять потенциальных «шпионов» и жестоко расправляться с ними, пишет Александр Борисов в №18-19 (760-761) журнала Корреспондент.

В том глубоко религиозном обществе водораздел «свой-чужой» проходил по линии вероисповедания. Поэтому неудивительно, что возглавила процесс антироссийской борьбы греко-католическая церковь, которая помогала австро-венгерским властям выявлять неблагонадежных.

То, что развернулось в отношении населения западной Украины даже сейчас, спустя время, сложно принять – ведь люди носящие крест и проповедующие Евангелие, занимались доносами, которые окончились смертным приговором для тысяч украинцев. Австрийцы руками своих местных союзников развернули настоящий террор.

 

Мало кто знает, что первые концентрационные лагеря были созданы не нацистами, а властями Австро-Венгрии в начале ХХ века.

 

В книге «Русины в период первой мировой войны и русской смуты» находим очень интересные детали: «29 января 1913 г. в Угорской Руси (Подкарпатье) начался второй Мармарош-Сигетский процесс (первый состоялся в 1904 г.). Мармарошский процесс был единственным массовым процессом в Австро-Венгрии перед войной. Первоначально к суду привлекли 189 человек. Во время ареста и заключения крестьяне подвергались издевательствам и избиениям со стороны венгерских жандармов. Впоследствии прокурор уменьшил число обвиняемых до 94 крестьян, обвинив их в подстрекательстве против мадьярского народа, греко-католического вероисповедания и духовенства, нарушении законов. Причиной процесса стал массовый выход населения угорской руси из греко-католической церкви и переход в православие, и это несмотря на то, что в Австро-Венгрии православие было разрешено законом, в Буковине являлось господствующим вероисповеданием».

 

«Массовый переход в православие русинских сел на Лемковщине, в Сокальщине и Коломыйщине (Галичина) тоже вызвал репрессии со стороны австро-венгерских властей».

Вражда греко-католиков с православными довела до разгула настоящих репрессий. В ход шла грубая пропаганда. Идентификация населения как русинов и православная вера выставлялись как признак враждебности императорской власти, как сепаратизм, который сильно тревожил австро-венгерские власти накануне войны с Россией.

Как результат были созданы концлагеря в Терезине и Талергофе.

Австрийские концлагеря для украинцев

До зимы 1915 года в Талергофе не было бараков. Сбитый в одну кучу, народ лежал на сырой земле под открытым небом, в дожди и морозы.

 

Самым крупным источником о зверствах тех времен находим в «Талергофском альманахе» состоящем из четырех томов, описывающих террор и зверства против украинцев, которые велись, как некая религиозная война, параллельно с войной между странами. Сами условия в концлагерях были дикими и жестокими. «Вши изгрызли тело и перегрызали нательную и верхнюю одежду. Червь размножился чрезвычайно быстро и в чрезвычайных количествах. Величина паразитов, питающихся соками людей, была вопиющая. Неудивительно поэтому, что немощные люди не в силах были бороться с ними. Священник Иоанн Мащак под датой 11 декабря 1914 года отметил, что 11 человек просто загрызли вши».

Сергей Суляк в своей книге о русинах говорит: «Массовый геноцид русинов в годы первой мировой войны был первым холокостом Европы XX века. Депутат австрийского парламента чех Юрий Стршибрны в своей речи отмечал, что имеет точные сведения от 70 заключенных, что в Талергофе было зарыто в землю две тысячи мертвецов. Другой депутат, поляк Сигизмунд Лясоцкий лично собрал сведения о неслыханных злодеяниях в Талергофе. В своей речи он привел данные, что в Талергофе до 20 февраля 1915 года лежало 1360 тяжело больных, из которых умерло 1100 человек. В течение полутора лет умерло 15% заключенных, то есть, свыше трех тысяч галичан и буковинцев».

Все как сегодня: битвы за храм

Но преследования коснулись не только нескольких тысяч узников. «Талергофский альманах» так описывает очередной акт политики властей Австро-Венгрии: «Задолго еще до войны село Залучье подверглось жестоким преследованиям со стороны австро-венгерскаго правительства за то, что его жители перешли из греко-католического вероисповедания в православную веру. Хотя уездное старосство старалось всячески воспрепятствовать этому, но его старания не имели успеха. В село вошло войско, и после тщательных обысков, продолжавшихся целую неделю, арестовало 86 виднейших крестьян. Арестованные судились в окружном суде в Коломые, причем 12 человек получили по шесть месяцев заключения, а остальные были освобождены. Удивительно, что после этого жители села избрали комитет для постройки православного храма. Разрешения на это не было получено, несмотря на протесты в Вену. Власти опечатали временную часовенку, помещавшуюся в доме М. Нагорняка, а православного священника И. Ф. Гудиму арестовали, как подстрекателя и шпиона. Преследования жителей не прекращались. Если кто пошел в православную церковь в с. Вашковцы, а шпионы об этом узнали, то староство наказывало его высоким штрафом, заключением в тюрьму, а то в придачу и пощечинами».

Естественно, что властям нужно было как-то объяснить те гонения, которые происходили и вскоре глава греко-католиков митрополит Андрей Шептицкий издал окружное послание. Тот же «Талергофский альманах» сохранил упоминание об этом. Он озвучил призывы борьбы против России и причиной названа свобода в составе Европы. «Война ведется ради нас, ибо лютый враг царь московский не смог стерпеть того, что мы в австрийской державе имеем свободу. Изменою хочет наших людей побудить к измене» — гласит послание.

Нужно отметить, что религиозную войну подхватили на всех уровнях властной иерархии. Мы находим неоднократно сообщения такого типа: «Доносами занимались не только жандармы, сельские писари и войты, но и учителя, и даже духовные лица».  «Туча мести и террора не прошла мимо и Ярославского уезда. В селе Маковисках на своих прихожан доносил священник Крайчик». «В Каменке Струмиловой один священник расстрелян и один арестован, повешено и расстреляно 10 крестьян и арестовано свыше 120 крестьян — все по доносу местного священника Михаила Цегельского».

Польша и Пилсудский

К 1918 году не стало уже Австро-Венгерской империи, не стало и Российской империи, а Юзеф Пилсудский стал главой Польского государства. Была заявка на создание государственности и на территории западной Украины. Появилась ЗУНР (Западноукраинская Народная Республика). Но вскоре земли западной Украины частью заняла Польша, а частью – Чехословакия. В этот же период велась Польско-советская война. Это побудило Пилсудского тесно сотрудничать с враждебной Советскому Союзу греко-католической церковью.

Некоторые исторические издания говорят, что к 1923 году западно-украинское духовенство униатского толка приняло присягу на верность польскому правительству. За лояльность церковь начала получать от государства средства в несколько миллионов злотых ежегодно. Глава УГКЦ Андрей Шептицкий, например, получал из казны около 800 злотых (для сравнения глава государства Юзеф Пилсудский получал тысячу).

К тому же церковь являлась крупным землевладельцем. Церквям, костелам и монастырям принадлежало 220 тысяч гектаров земли, а греко-католической митрополии – более 36 тысяч га.

Наличие крупных имений побудило церковь помогать властям,  когда начался бунт крестьян, недовольных налогами и принудительными экзекуциями. Отряды полиции и кавалерии разгромили 800 сел и арестовали тысячи крестьян, которые были недовольны проводимой в Польше политикой.

Однако, украинцам была предложена не федерация, которая бы позволила УГКЦ иметь полную власть на западной Украине, а политика пацификации (умиротворения). Стало понятно, что ни культурной, ни территориальной автономии в планах Польши относительно западной Украины не было. После этого начался террор в отношении уже польских властей. Кузницей кадров были ОУН, Пласт и другие организации, созданные при помощи греко-католиков. Так политика террора в отношении украинцев обернулась против самих поляков. 

ТЕГИ: Западная Украина политические репрессии Репрессии Первая мировая война