По тонкому льду. Скандалы в украинской политике

Корреспондент.net,  8 декабря 2017, 13:20
💬 71
👁 16827

Госдеп и представительство ЕС в Украине внятно намекнули, что демонтажа антикоррупционных органов в Украине не допустят.

Скандал вокруг Михаила Саакашвили закончился пшиком и громкими заголовками в западных СМИ, пишет Валерий Литонинский в №47 журнала Корреспондент. Комедианты из студии Квартал 95 зарегистрировали партию Слуга народа, по названию одноименного нашумевшего телесериала, — у них совершенно не нулевые шансы на ближайших выборах в Раду.

Корреспондент выясняет, что будет дальше и откуда растут ноги у феерического скандала

Демонстративная засветка агентов, работавших под прикрытием. Настолько же демонстративно бестолковое задержание и отпускание Саакашвили. $500 тыс. «на подкуп резидента». Это не сюжет боевика. Это про сейчас, про нашу политическую жизнь. Который месяц правоохранительные органы бодаются по поводу того, кто из них круче и чище. Коррупционеры радуются. Журналистам есть работа, организаторам оплаченных массовок — гешефт.

Но если раньше силовики обменивались лишь взаимными обвинениями, колкостями и заводили друг на друга уголовные дела, то сейчас они перешли от слов к действиям. Звучит сюрреалистично, но в результате спецоперации Службы безопасности Украины и Генеральной прокуратуры была сорвана спецоперация Антикоррупционного бюро.

Президент Петр Порошенко очередной виток конфликта назвал похожим на латиноамериканский карнавал. Вот только на карнавалах обычно веселятся, тут же уже не до веселья. Под угрозой оказалось существование НАБУ и надежды украинцев на подавление коррупции.

5 декабря Washington Post, New York Times, Financial Times, The Guardian, The Telegraph и многие другие вышли с кричащими заголовками о том, что экс-президента Грузии (именно так!) Михаила Саакашвили сперва задержали в Киеве спецслужбы, а затем он был освобожден и участвовал в митинге с лозунгами об импичменте Президенту. С трибуны Верховной Рады генеральный прокурор Юрий Луценко обвинил мятежного экс-президента в получении тайной финансовой помощи чуть ли не из Москвы.

 

EPA
Саакашвили задержать не удалось

Правда, почти в то же самое время генпрокурора ожидали в Вашингтоне, на Глобальном форуме по возврату активов. Почему его там хотели видеть? Да потому, что наряду с другими вопросами там рассматривался украинский кейс — возвращение активов, приобретенных прежней властью преступным путем. В состав украинской делегации изначально входили руководители НАБУ и САП Артем Сытник и Назар Холодницкий, генеральный прокурор Юрий Луценко, председатель Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений, Антон Янчук, а также представители Государственной службы финансового мониторинга.

Однако в последний момент Луценко остался дома. И буквально на следующий день в твиттер-аккаунтах Госдепартамента США и представительства ЕС в Украине появились весьма жесткие послания по поводу того, что от Украины ожидают возобновления сотрудничества и активных действий властей по части борьбы с коррупцией. Злые языки утверждают, что эти послания хотели передать через Юрия Витальевича, если бы он появился на форуме. Ну а раз не появился — написали в паблик Твиттера и выложили на сайтах соответствующих структур.

Гражданство за деньги

Новый раунд противостояния старых и новых правоохранительных органов начался с показательной порки Государственной миграционной службы Украины, которая, напомним, входит в структуру Министерства внутренних дел. Порку устроило НАБУ — с агентурным видео, должным изобличить высокопоставленного чиновника миграционной службы в получении взятки. С МВД у НАБУ старые счеты после дела о рюкзаках сына министра Арсена Авакова. Как оказалось, весной 2017 года Антикоррупционное бюро начало спецоперацию по выявлению коррупции в Госмиграции. Якобы, в НАБУ поступила информация, что в ГМС действует организованная преступная группа, за деньги оформляющая иностранцам украинское гражданство или вид на жительство в нашей стране. Для раскрытия коррупционных схем НАБУ решило использовать агента под прикрытием.

Агент НАБУ, выдав себя за представителя арабского инвестиционного фонда в Украине Сергея Титенкова, познакомился и начал общаться с первым заместителем главы Госмиграции Диной Пимаховой. Судя по аудиозаписям разговоров Пимаховой и Титенкова, которые обнародовало НАБУ, в августе чиновница в ответ на просьбу о совете, как иранскому бизнесмену получить паспорт гражданина Украины, предложила за $30 тыс. решить этот вопрос. Причем на аудиозаписи слышно, как Пимахова говорит о том, что за эти деньги несуществующему бизнесмену из Ирана «сделают здесь родственников, сделают в суде решение, сделают ДНК», и такая схема получения гражданства — единственно возможная.

Однако после обнародования видео первый заместитель главы ГМС прямо на пресс-конференции заявила, что Титенков сам попросил ее помочь легализовать иностранцев на территории Украины и предложил взятку. А она после этого «абсолютно самостоятельно» обратилась в СБУ с заявлением, что ей как должностному лицу предлагают незаконное вознаграждение. Когда именно она это сделала, Пимахова отвечать отказалась.

Судя по суете вокруг «миграционного дела», чиновница ГМС останется вне упреков и подозрений — дело явно рассыпается. Собственно, был сделан «ответный ход»: в конце ноября, в самый разгар войны НАБУ с остальными правоохранительными органами, Пимахова сама вышла на контакт с агентом, поинтересовалась, как идут дела с оформлением гражданства и вновь предложила свои услуги. А в момент передачи аванса в $15 тыс. Титенкова задержали сотрудники СБУ. В общем, крайним выглядит НАБУ.

Кто течет?

НАБУ называет действия СБУ и ГПУ спланированной диверсией против антикоррупционных органов. И в этот самый момент важно напомнить, что НАБУ до сих пор не получило право на самостоятельное осуществление прослушки. Хотя на этом настаивают западные партнеры Украины, а соответствующий законопроект уже не один год лежит в Верховной Раде. Но депутаты его не рассматривают.

Почему не рассматривают? Злые языки утверждают, что самостоятельная прослушка — одно из условий независимости НАБУ в принципе. А украинский политический класс этого боится.

А раз закона нет, то НАБУ приходится прибегать для ведения прослушки к помощи СБУ, которой законом эта деятельность разрешена.

По версии НАБУ, СБУ использовала записи телефонных разговоров в рамках спецоперации в Госмиграционной службе и завербовала Пимахову для дискредитации бюро. Если версия реальна, становится понятно, почему первый заместитель главы ГМС резко передумала брать взятку.

В СБУ на эти обвинения никак не ответили, а вот в Генеральной прокуратуре Украины, которая санкционировала операцию против НАБУ, утверждают, что детектив бюро действовал незаконно, провоцируя взятку, ведь такая норма в законодательстве Украины не прописана. В ответ на это в бюро ссылаются на данные прослушки и подчеркивают, что никакой провокации взятки не было, Пимахова сама предложила коррупционную схему и назвала цену.

При этом генпрокурор сделал ряд парадоксальных заявлений. С одной стороны, он признает, что в действиях Пимаховой есть признаки коррупции и преступления, и считает, что дело НАБУ может иметь перспективы. С другой — утверждает, что агенты НАБУ провоцировали взятку, что незаконно.

И вот тут уместно вспомнить старые предвыборные обещания: в своих программах сразу несколько партий обязались предоставить антикоррупционным органам право провокации взятки. В частности, это обещание содержится в программах Батьківщини и Радикальной партии. Но, как это у нас часто бывает, дальше обещаний дело не пошло.

Крупные проблемы

На встрече руководителей НАБУ и ГПУ была достигнута договоренность, что никто из сотрудников антикоррупционного бюро не будет задержан, а они добровольно придут на допрос. Однако дело Пимаховой, по всей видимости, было лишь предлогом для слежки за детективами НАБУ, которая может привести к более серьезным последствиям.

В итоге ГПУ и СБУ провели более 10 обысков у шести работников НАБУ, раскрыли конспиративные квартиры бюро и поставили под удар всю его агентурную сеть. После этих обысков Луценко заявил, что на сегодня весь аппарат агентов НАБУ вне закона. По его мнению, агенты не проходили открытый конкурс, а были избраны в ходе «закрытых процедур», что противоречит закону. Также, по версии ГПУ, у агентов нет допуска к государственной тайне, но им предоставляются материалы прослушки, а это уголовное преступление. Луценко утверждает, что агенты НАБУ используют в своей деятельности не зарегистрированную в Украине технику для прослушивания, которая завезена контрабандным путем.

Ну и вовсе вишенка на торте: ГПУ обнародовала материалы обыска у ряда агентов НАБУ. Причем один из них — Екатерина Сикорская, тот самый знаменитый «агент Екатерина», которая работала под прикрытием в «янтарном деле» нардепов Бориса Розенблата и Максима Полякова.

Фактически по НАБУ нанесен мощнейший удар, подорвавший его боеспособность. Признают это и в самом бюро. По словам директора НАБУ Артема Сытника, действия СБУ и ГПУ сорвали не только операцию по коррупции в Госмиграции, но и абсолютно все операции НАБУ с участием агентов под прикрытием. По данным источников СМИ, речь может идти о четырех-семи операциях. Также, по версии Сытника, целью СБУ было раскрытие агентурной сети НАБУ, но этого сделать не удалось. Заявления о незаконности деятельности агентов в НАБУ назвали абсурдными и пояснили, что информация об их конкурсном отборе просто засекречена. Впрочем, как и в принципе данные об агентах. В Transparency International Ukraine утверждают, что именно ГПУ нарушила закон, обнародовав сведения об агентах НАБУ. Согласно статье 21 закона о НАБУ этого делать нельзя в интересах личной безопасности агентов.

Так что благодаря действиям СБУ и ГПУ не только нанесен ущерб расследованию новых дел, но и дискредитированы уже успешно завершенные расследования. Как, например, дело Розенблата — Полякова, которое ранее считалось образцовым, а теперь из-за участия в нем агента под прикрытием, к нему могут появиться вопросы.

И в этот момент очень важно, какого рода политическую поддержку получат те или иные ведомства. В партиях власти — и в Блоке Петра Порошенко, и в Народном фронте — уже заявили о согласии с позицией Луценко: «антикоррупционные органы не имеют права получать данные нечестным путем» и вообще давно их приструнить нужно, на ковер в Раду вызвать. Ну а НАБУ имеет сильную поддержку со стороны наших западных партнеров — в этом ведомстве они видят залог успеха в борьбе с коррупцией.

Решение из-за границы

Глава представительства ЕС в Украине Хьюг Мингарелли заявил о необходимости предоставления большей автономии для НАБУ и подчеркнул важность того, чтобы «на них не наезжали представители других органов». А посол США в Украине Мэри Йованович вообще назвала сотрудников НАБУ героями, которые борются с наибольшей проблемой Украины, и отметила, что США продолжат поддерживать новые украинские антикоррупционные органы.

Как уже было сказано, с официальным заявлением по поводу ситуации вокруг НАБУ выступил даже Государственный департамент США. Госдеп осудил срыв спецоперации НАБУ и расценил эти действия, как часть усилий по подрыву независимых антикоррупционных институтов, которым оказали помощь США и другие страны. «Для Украины нецелесообразно бороться за свое тело на Донбассе, если она теряет свою душу в коррупции. Институты по борьбе с коррупцией должны поддерживаться, финансироваться и защищаться», — цитируются в заявлении слова госсекретаря США Рекса Тиллерсона.

Но, очевидно, вся возня вокруг НАБУ затеяна в первую очередь для западного зрителя. Власть понимает, что без одобрения Запада изменить бюро и сделать его более лояльным не удастся, поэтому и пытается показать огрехи в работе антикоррупционеров. Для внутреннего пользователя же задача опустить новые антикоррупционные органы на уровень старых правоохранителей, тех же СБУ и ГПУ, к которым нет доверия в обществе. Дескать, смотрите: они ничем не отличаются, воюют друг с другом.

Бьют долларом

Впрочем, у Запада есть универсальный способ влияния на украинскую власть — деньги. И за просчеты, власть бьют долларом и евро. Украина не получит кредит от ЕС в размере 600 млн евро. Причина — невыполнение взятых на себя обязательств. Украина так и не разрешила экспорт леса-кругляка и не запустила автоматическую проверку электронных деклараций. Лес-кругляк — это скользкая тема: стимулировать экспорт сырья — много ума не нужно. А вот беспомощность НАПК (НАЗК) — штука вполне доказанная.

Добавьте к этому отсутствие транша от МВФ и тот факт, что фонду по итогам года мы вообще выплатим больше, чем получили, — $1 млрд прислали, $1,3 млрд забрали. Но вот какое дело: в условиях Меморандума МВФ пункт о самостоятельном праве НАБУ на прослушку имеется. Наряду со многими прочими вполне экономическими пунктами.

Что в такой ситуации делать украинцам? Можно последовать примеру соседней Румынии. Там работают похожие антикоррупционные органы, правда, гораздо дольше и с уже видимыми реальными результатами. Теперь же фигуранты расследований антикоррупционеров пытаются протолкнуть законодательные изменения и ограничить полномочия борцов с коррупцией. Ничего не напоминает? Румыны в ответ на это массово выходят на улицы. У нас же пока митингов в поддержку борьбы с коррупцией не видать. Ключевые политические силы в Раде тоже не особо рвутся воевать за подавление коррупции — вспомним проволочки с законом о прослушке для НАБУ.

Да, сторонники экс-губернатора Одесской области Михаила Саакашвили во время последнего марша за импичмент в центре Киева пытались приватизировать поддержку борьбы против коррупции и защиту НАБУ как политический лозунг. Но для них антикоррупционная тема — далеко не главное, да и митинги малочисленные, не под стать румынским. С лозунгами и людьми у Михомайдана вообще проблемы, там за все хорошее, против всего плохого. Главное — удовлетворить революционный запал своего неугомонного лидера.

История вокруг Саакашвили заворачивается круто и бестолково. Сперва ему продлили на три месяца разрешение на пребывание в Украине — и это после потешного «прорыва границы». А затем обвинили в тяжком преступлении: Генеральная прокуратура подозревает Саакашвили в попытке государственного переворота, причем на деньги из России. В Верховной Раде, как мы помним, были презентованы записи, из которых следует, что акции сторонников Саакашвили в центре Киева, длящиеся уже больше месяца, финансировались из Москвы.

EPA

Вместо спокойной отработки серьезных обвинений правоохранителями мы наблюдаем малоаппетитный цирк с участием силовиков, политиков и уличной массовки. Украинские и ведущие мировые СМИ эту картинку охотно транслируют. Украина теряет очки в борьбе за поддержку со стороны проверенных западных партнеров.

Последовавший после задержания Саакашвили многочасовой кордебалет с давкой, толканием, применением слезоточивого газа и брусчатки, строительством баррикад — и вот он освобожден, вещает в микрофон на митинге у Рады с наручником на одной руке.

Можно ли говорить о недостаточном профессионализме правоохранителей, которые упустили Саакашвили и ничего не смогли противопоставить разъяренной толпе? Скорее нет, чем да. Потому что в случае необходимости ровно те же силовики «принимают» нужных персонажей легко и непринужденно.

Государство в Украине окончательно утратило монополию на применение силы? Скорее, речь может идти о том, что наверху идет жесткий торг и манипуляции общественным мнением, детали которых заботливо прячутся под ковром. И это может иметь катастрофические последствия для страны, которая реально находится в состоянии многолетней войны за сохранение территориальной целостности.

А пока ситуация патовая: Саакашвили используют в качестве тарана все кому не лень, а у него самого и его немногочисленных сторонников крепнет уверенность, что они могут все. Тем временем в высоких кабинетах западнее Киева, Варшавы и даже Берлина серьезные джентльмены и дамы все чаще задают себе вопрос: WTF [что это было?]? Тем же самым вопросом задаются отечественные тяжеловесы политики и бизнеса — контакты с Михаилом Николозовичем выглядят все токсичнее и токсичнее.

ТЕГИ: Саакашвили Рада Порошенко борьба с коррупцией Коррупция в Украине Антикоррупционное Бюро Украины НАБУ