Одни обещания. Что происходит с делами Майдана

Корреспондент.net,  20 февраля 2018, 12:06
💬 153
👁 14225

Уже пятый год Украина пытается хоть кого-то привлечь к ответственности за расстрел Майдана, пока получается плохо, сидит всего один человек.

Сегодня в Украине чтят память героев Небесной сотни. Четыре года назад – 20 февраля 2014 года – на Майдане произошли самые кровавые события за все три месяца Революции Достоинства. Силовики расстреляли активистов на улице Институтской.

Все четыре года после тех событий украинцам обещают расследовать обстоятельства смерти людей и наказать виновных. Но в деле о расстрелах Майдана до сих пор больше вопросов, чем ответов.

Корреспондент.net разбирался, что сейчас происходит с делами Майдана.

Много шума без результата

По данным Генпрокуратуры, всего во время Евромайдана пострадали 2,5 тысячи человек, 104 из них погибли.

Генеральный прокурор Юрий Луценко утверждает, что следствия по основным делам Майдана, исполнителям и организаторам завершены на 80%. ГПУ постоянно отчитывается об огромных объемах работы по делам Майдана. На сегодняшний день 412 лицам сообщено о подозрении, обвинительные акты по 258 людям находятся в суде, вынесено 50 приговоров. Вот только реальную меру наказания получили только два человека, а отбывает наказание прямо сейчас – один человек.

Власти признают, что это не тот результат, которого ожидает общество, однако говорят, что проведена "большая работа" для доказательства преступлений, которая еще не закончена.

Надежда – на заочку

Все ключевые фигуранты дел о расстреле Майдана – бежали из страны. И бывшее руководство государства, и сотрудники Беркута, которых пытались привлечь к ответственности.

Печерский райсуд Киева разрешил осуществить заочное досудебное расследование в отношении экс-президента Виктора Януковича, экс-главы СБУ Александра Якименко и экс-первого заместителя СБУ Владимира Тоцкого по делу в отношении расстрелов на Майдане.

В ближайшее время будут рассматриваться подобные ходатайства прокуроров по еще трем фигурантам данного уголовного производства - Виталию Захарченко, Виктору Ратушняку и Петру Федчуку.

Генпрокурор Юрий Луценко анонсирует открытые судебные процессы по делу расстрелов на Майдане над бывшим руководством страны.

"Я ждал этой возможности долго. Конечно, ждал, не покладая рук - над этим работали сотни следователей спецдепартамента, других подразделений ГПУ. И вот наконец это случилось - столичный суд разрешил специальное досудебное следствие, а дальше заочное осуждение тех, кого мы подозреваем в организации расстрела "небесной сотни"", - сказал Луценко.

"Мы наконец имеем удовлетворенное ходатайство суда по этому поводу. И Янукович, Захарченко, Якименко, Тоцкий, Ратушняк, Федчук и другие на базе собранных 300 томов доказательств сразу после завершения процесса по государственной измене Януковича будут переданы в суд", - отметил он.

Генпрокурор заверил, что этот процесс пройдет в открытом режиме, так же как сейчас проходит процесс по обвинению Януковича в госизмене.

Мифы Майдана

Начальник департамента специальных расследований ГПУ Сергей Горбатюк заявляет, что пока следствие не располагает данными о непосредственном участии конкретных представителей спецслужб РФ к силовым действиям во время событий на Майдане в 2014 году.

"Пока нет данных о непосредственном участии конкретных представителей спецслужб РФ в каких-то силовых действиях. В СМИ есть информация, что кто-то видел шевроны, слышал говор, еще что-то. Но показаний свидетелей об этом нет", - сказал он.

"Вместе с тем подтверждено, что представители ФСБ, МВД РФ приезжали и интересовались информацией по Майдану, а также проводили консультации сотрудников СБУ и МВД. И исходя из развития событий мы говорим о том, что эти консультации были направлены на силовое решение проблемы", - добавил Горбатюк.

По его словам, "нет достаточного подтверждения того, что именно эти консультации или другие действия привели к силовому решению".

"Никаких официальных документов об этом "сотрудничестве" не составлялось, или же они уничтожены. Но расследование идет, и наличие достаточных доказательств приведет к подозрению как соорганизатором или подстрекателям. Сейчас речь идет об оказании помощи, но привела ли она к совершению преступлений, следствие даст ответ", - сказал он.

Горбатюк добавил, что "поставка спецсредств усиленного действия в качестве гуманитарной помощи также является косвенным доказательством, хотя и свидетельствует о подталкивании к силовому варианту".

"Грузинские снайперы" на Майдане – еще один миф, связанный с событиями Революции Достоинства.

"В Святошинском суде действительно продолжаются многочисленные попытки вбросов какой-то информации, которая ничем не подтверждается, кроме чьих-то утверждений. Как, например, история с "грузинскими снайперами"", - рассказал адвокат семей Героев Небесной Сотни и потерпевших на Майдане Павел Дикань.

"Причем дело даже не в том, что это фейк. Главное то, что будет происходить. В какой-то стране, с которой у Украины нет договора о выдаче, по видео будет установлена связь с некими людьми, которые скажут, что они приезжали и стреляли в правоохранителей. И суд должен принимать это во внимание, потому что эти люди будут под присягой", - заявил Дикань.

Адвокат отметил, что любые показания свидетелей должны подтверждаться фактическими обстоятельствами, показаниями других свидетелей, наличием оружия, пуль, местоположения.

"Если они скажут, что въехали в Украину по поддельным паспортам, то тогда вопрос, по каким? Это все нужно проверять", - пояснил Дикань.

В свою очередь, адвокат экс-сотрудников "Беркута" Александр Горошинский утверждает, что существуют доказательства того, что со стороны "майдановцев" в феврале 2014 года стреляли в правоохранителей.

По поводу так называемых "грузинских снайперов" Горошинский сказал: "Граждане Грузии были опрошены стороной защиты, чтобы они имели возможность в судебном заседании предоставить суду показания. Показания еще не предоставлены".

"Но тот факт, что с Консерватории и гостиницы "Украина" велся огонь определенными снайперами, подтверждается видеозаписями, на которых видно, что с Консерватории ведется огонь, показаниями свидетелей и потерпевших", – заявил он.

Кроме того, по словам Горошинского, есть показания участников Майдана, в частности, нынешних высокопоставленных чиновников, которые указывают на то, что правоохранители просили руководство Майдана дать возможность осмотреть отель "Украина" для поиска снайперов, но те 20 февраля не допустили силовиков в гостиницу, а допустили только 21 февраля.

"21 числа спецназовцами были обнаружены возможные точки (из которых могли работать снайперы) и следы присутствия снайперов в гостинице "Украина"... Есть данные о том, что в гостинице "Днепр" также была снайперская точка, откуда убивали как правоохранителей, так и митингующих", – заявил адвокат.

При этом Горошинский утверждает, что свидетели сами не применяли оружие, но якобы были очевидцами того, как "конкретные лица" – граждане Грузии и Прибалтики – стреляли.

"Придет время, я надеюсь, мы сможем допросить этих свидетелей. Сейчас эти свидетели за пределами Украины. Сейчас этап выполнения запроса о международной правовой помощи. Надеемся, что нам удастся выйти на видеоконференцию и допросить этих свидетелей... Запрос о международной правовой помощи направлен в Армению, где находятся эти свидетели", – заявил Горошинский.

Еще не скоро

Рассмотрение дела по обвинению 5 бывших сотрудников "Беркута" в убийствах 48 активистов Евромайдана 20 февраля 2014 года не будет завершено в ближайшие два года, прогнозирует адвокат семей Героев Небесной Сотни и потерпевших на Майдане Павел Дикань.

Как мы видим дело по госизменен Януковича длится уже достаточно долго. Претензии к нему о расстрелах на Майдане будут рассматриваться судом только после завершения этого дела. Так что быстрых ответов на вопросы ждать не стоит.

ТЕГИ: Генпрокуратура Луценко Янукович майдан ГПУ расстрел Евромайдан Разгон Евромайдана Небесная сотня