"Родина тебя бросит". Реакция на убийство Бабченко
Аркадий Бабченко воевал на двух чеченских и ездил военным корреспондентом в Южную Осетию и на Донбасс. Был известен жесткими высказываниями в адрес российских властей.
В Киеве застрелили российского журналиста, участника двух чеченских войн Аркадия Бабченко, в последнее время работавшего на украинском телеканале ATR.
Полиция Украины по факту убийства возбудила уголовное дело. Расследование также будет проводить и Следком РФ, поскольку Бабченко является российским гражданином.
Корреспондент.net собрал реакцию друзей, знакомых и коллег на убийство Бабченко в Киеве.
С войны невозможно вернуться
Юрий Сапрыкин для Медузы, Россия
Как и многие люди, прошедшие войну, он писал, что с войны почти невозможно вернуться, вытравить ее из себя. Сам он, даже внешне, был похож на солдата, получившего увольнительную: одновременно расслабленный и собранный, как будто готовый в любой момент броситься в атаку или в укрытие.
Даже ник, под которым его знали в ЖЖ, выглядел не как таинственный ребус или манерный псевдоним - а как строчка в военном билете (STARSHINAZAPASA - ред).
Солдат смотрит на мир иначе, чем штатский, и пафос Бабченко-публициста можно было свести к одной фразе: как вы можете не видеть очевидных вещей?..
Он как будто разговаривает с непонятливыми детьми: ну как вы не понимаете, разрешенный протест - это не протест, присоединенный силовыми методами Крым - это не Россия, то, что происходит в Донбассе - это и война, и позор; и во всем этом виноваты даже не абстрактные "мы", а конкретно вы - те, кто послушно голосовал, и те, кто не сопротивлялся...
Его позиция безусловной моральной правоты многих отпугивала, его концепция коллективной ответственности - в которой вина за кровь последних лет лежит не только на тех, "кто поднял руку", а на всяком, кто активно не сопротивлялся, то есть практически на всех жителях России - была настолько неуютна, что иногда хотелось списать ее на расстроенные нервы или сложные жизненные обстоятельства.
Однако Бабченко готов был идти в ее отстаивании до логического предела, и этим пределом всякий раз оказывалась смерть.
Посты, в которых он демонстративно отказывался проявлять скорбь по ушедшим из жизни соотечественникам - будь то известные артисты или жертвы катастрофы ТУ-154 - потому что те активно поддерживали или молча одобряли действия России в Крыму и в Донбассе, снискали ему громкую и злую славу.
Для оформившейся в последние годы телевизионно-фейсбучной "полиции скорби", набрасывающейся на всех, кто недолжным образом пишет об умерших, Бабченко был главной мишенью.
Прославившийся самыми жесткими высказываниями по самым чувствительным поводам, он был человек на удивление незлой. Постоянно мотался то в Крымск, то на Дальний Восток, помогал жертвам наводнений, собирал деньги, развозил продукты, сам копался в грязи. В его семье было шестеро приемных, очень сложных детей: опеку над ними оформила его мать, заботились о них все.
Его упертость, непримиримость и сознание собственной правоты были как будто не из сегодняшнего времени...
Сейчас понятно, как будет разыгрываться дальше расследование его убийства: стороны конфликта бесконечно будут сваливать вину друг на друга, выясняя, кому это больше на руку, коллективному Путину или всемирному анти-Путину...
Он был человек войны, который однажды начал воевать против самой войны. И война ему за это отомстила.
Спи, солдат.
Не боялся, но люто ненавидел войну
Дмитрий Муратов, издатель Новой газеты, Россия
Мы не работали вместе последние несколько лет, наши дороги разошлись, но он абсолютно точно был человеком, оставившим выдающийся след в Новой газете - в первую очередь, конечно, потрясающие репортажи 2008-2009 годов с российско-грузинской войны.
Бабченко был солдат, который не боялся ехать на войну, но войну люто ненавидел. Он был настоящим пацифистом. Я не согласен с тысячью его оценок людей и событий, но я точно знаю, что он был очень добрый человек и гуманист.
Мы сделаем все, чтобы помочь семье Аркадия. Солдат не должен уйти так, чтобы его семья оказалась без помощи.
Родина тебя бросит, сынок
Коммерсант, Россия
Друзья Аркадия Бабченко рассказали газете Коммерсант, что он уехал из России полтора года назад после нескольких инцидентов. По словам самого журналиста, у подъезда его встречали неизвестные с угрозами. Кроме того, он никак не мог найти работу, жил в основном на гонорары от издания книг о войне в Чечне.
Аркадий Бабченко солдатом прошел обе чеченские кампании, после чего, как отмечают его знакомые, стал убежденным пацифистом. "Родина тебя бросит, сынок. Всегда" - эта фраза Бабченко стала крылатой.
В феврале 2017 года он покинул Россию. В последнее время работал на телеканале ATR у своего приятеля Айдера Муждабаева, также уехавшего в Украину из России.
Высказывания Аркадия Бабченко по различным поводам в Facebook, где у него было около 200 тысяч подписчиков, не раз становились поводами для крупных скандалов и судебных разбирательств. На ATR и в соцсетях он выступал критиком политики российских властей.
В России некоторые националисты считали его "националпредателем". Не меньше врагов у него было и в ЛДНР. Не все разделяли его взгляды и в самой Украине.
Сам Аркадий Бабченко говорил украинским журналистам, что ему постоянно угрожают.
Лучший военный писатель нулевых
Олег Кашин, российский журналист, мигрировавший в Британию
Написать одну стоящую книгу о чеченской войне - этого достаточно. Алхан-Юрт Аркадия Бабченко - лучшая военная проза нулевых, и хотя по многим причинам (среди которых не последняя его собственное нежелание делать карьеру именно в этом направлении) он так и не занял заслуженного места в первом ряду русских прозаиков начала века, его имя должно остаться в истории нашей литературы. Это был хороший и недооцененный писатель...
Только самый нечуткий или нечестный читатель, а таких в любом случае много, мог всерьез называть его русофобом, хотя и сам Бабченко с удовольствием бегал бы за такими читателями и орал бы им, что да, он русофоб, и, очевидно, сам бы в это искренне верил.
Но русофобом может быть только чужак, а когда в русофобию играет тот, кто сам весь состоит из России и русского, и в ком нет ничего сверх России и русского - нет, это называется как-то иначе.
Это отрицание себя, тот вид самобичевания, на которое способен только человек нашей культуры, то, чего чужой никогда не поймет, даже если он вызубрит все наши светские и духовные книги...
Метался между Украиной и Россией
Павел Гусев, главный редактор газеты Московский комсомолец, Россия
Я не думаю, что за взгляды в отношении России, достаточно отрицательные и жесткие, и Украины, которую он считал более обиженной, так сказать, его убили бы. Мне кажется, все-таки здесь надо искать какой-то еще эпизод, из-за чего убили. Просто искать.
Он метался между Украиной и Россией. Из России уехал, потому что говорил, что ему угрожают.
Или же это может быть провокация перед предстоящими футбольными баталиями, перед какими-либо политическими событиями - просто провокационное убийство, потому что всем известна была его оппозиционность жесткая, бескомпромиссная, и такое убийство будет списываться только на российскую сторону - больше здесь вариантов нет.
Но я не очень представляю, кому из российской стороны нужно убивать журналиста за его взгляды по Украине.
Убит в мирном Киеве после нескольких войн
Илья Барабанов, корреспондент Русской службы Би-би-си
Аркадий прошел две войны как солдат. Как журналист он побывал еще на нескольких, не считая многочисленных революций, переворотов и других горячих точек. Отовсюду он сумел вернуться живым, и вряд ли ему когда-то приходило в голову, что он может быть убит в собственном доме в мирном Киеве.
Занимался он при этом далеко не только войной: волонтером ездил в затонувший Крымск, помогал пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке.
"Это, собственно, и не был мой выбор. Не я стал военным журналистом, жизнь меня им сделала. Когда я вернулся из армии и посмотрел телевизор, то понял, что тамошняя картина не соответствовала тому, что было", - рассказывал он в одном из интервью о том, как после двух чеченских войн пришел к военной журналистике.
Весной 2014 года, Аркадий не только чудом не сел в разбившийся потом вертолет с генералом Кульчицким. Позже он едва избежал расстрела под тем же Славянском. В Донецке сепаратисты развешивали портрет Аркадия по всем центральным улицам города, объявив его в розыск.
По поводу этой войны Аркадий с самого начала занял очень простую, ясную и непримиримую позицию. Он не скрывал, кого считает виновной в ее начале, открыто обвинял российские власти в гибели более 10 тысяч человек и трагедии малайзийского Боинга, сбитого над Донбассом.
Аркадий тяжело переживал эмиграцию, хотя никогда публично не говорил об этом... Три выстрела в Киеве оставили эту большую семью без отца. А нас всех - без друга. Мы будем помнить тебя, Аркадий.
Причастны украинские добробаты
Илья Пономарев, экс-депутат Госдумы, мигрировавший в Украину
За последние три дня я слышал про три заказа на российских оппозиционеров из числа эмигрантов. Вербуют бывших бойцов добробатов. Уверен, что здесь убийцу надо искать в этой среде.
Боюсь, это не последняя смерть. Слов нет.
Я к феномену добровольческого движения в Украине отношусь не просто с восхищением, а с белой завистью. Возможность украинского общества самоорганизовываться - то, чему нам в России стоит поучиться.
Тем не менее, любое массовое движение вовлекает в себя и определённое количество пены, в добробаты попало какое-то количество мелкокриминальных элементов. Многие из них ведут очень бедный образ жизни, у них нет работы. Это благоприятная среда для вербовки иностранными спецслужбами.
Россия ведет гибридную войну против Запада, и прежде всего - против Украины. "Гибридность" в том, что надо постоянно создавать негативный информационный фон. Убийство Бабченко, как и ранее Шеремета и Вороненкова (а я думаю, что и Бориса Немцова, т.к. я не верю в "кадыровскую" версию) - это выстрел в этой войне.
Задача российских спецслужб - сеять рознь между украинскими и российскими патриотами, хотящими добиться мира. Задача спецслужб - дискредитация Украины в глазах мирового сообщества. Вербовка представителей националистических и добровольческих групп для этого - простой и эффективный способ этого добиться. Мы видели это в деле Вороненкова, видели и в других резонансных делах.
Террористическое убийство
Айдер Муждабаев, переехавший в Украину российский журналист
Это тот случай, когда совершено кристальное международное террористическое, политическое заказное убийство. Здесь нет никаких посторонних мотивов, потому что Аркадий не связан был ни с чем, кроме своей журналистской деятельности.
Все, чем занимался Аркадий - это писал посты в Facebook о Российской Федерации и работал на канале ATR, где у него каждую пятницу выходила его авторская программа, опять же посвященная исключительно тому, что происходит в РФ.
О внутренних делах Украины он не писал вообще и принципиально, так как считал, что, как гражданин РФ, а он не успел получить украинское гражданство, не может вмешиваться в ее политику.
У него никогда не было личных врагов, потому что он был очень добрый, дружелюбный и абсолютно неконфликтный человек. Он жил для правды и за правду его убили. Это чисто политический заказ, международный терроризм.
Тоже самое, что неоднократно происходило в Британии и это ровно тоже самое, что убийства других критиков российского режима. Аркадий для них был опасен, потому что обличал все не стесняясь в выражениях.
Террор, экспортированный с войной
Мустафа Найем, нардеп
Убийство Аркадия Бабченко, как и убийство Павла Шеремета, как и многие другие демонстративные взрывы и расстрелы направлены на то, чтобы вселить в нас страх, ощущение безысходности и хаоса.
Этот террор был экспортирован к нам с войной, из страны, где теракты и расстрелы журналистов и политиков, были нормой задолго до того, как они пришли в наш Крым и наш Донбасс.
Я не намекаю, я говорю прямо: демотивированное, разобщенное и подавленное общество облегчает задачу агрессора и мародера.
Подло, в спину
Друзья, знакомые, коллеги
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet