Почему заочное следствие и суды уже незаконны
В законопроекте говорилось о временности заочных процедур, а именно - до создания Государственного бюро расследования.
В Украине перестал действовать закон о заочном судопроизводстве. В тексте законопроекта говорилось, что он действут до начала работы Государственного бюро расследования. Это произошло еще в ноябре прошлого года, однако об этом никто не вспоминает.
Только генеральный прокурор Украины Юрий Луценко на прошлой неделе напомнил, что Верховной Раде необходимо принять решение о продолжении процедуры заочных судов. Корреспондент.net рассказывает подробности.
Закон принимали против Януковича и "воровской элиты"
Верховная Рада в течение 2014-2017 годов неоднократно принимала поправки к законодательству по заочному судопроизводству.
В октябре 2014 был принят закон №4448а, который разрешил досудебное заочное расследование уголовных дел. В Генпрокуратуре говорили, что это было сделано для получения законных оснований расследовать дела против бывшего президента Виктора Януковича и его окружения.
Украинский парламент в марте 2017 года отменил 15 апреля 2017 как конечный срок применения заочного суда к лицам, не состоящим в розыске Интерпола, приняв закон №5610.
По нему могли судить только тех, кто совершил тяжкие преступления, такие как убийство, госизмена, хищение миллиардов и находится за пределами Украины не менее, чем полгода. Как отметил тогда генпрокурор Юрий Луценко, закон направлен только против "воровской элиты".
Также парламент разрешил суд над подозреваемыми. Закон разрешил судить подозреваемого в совершении преступления без его присутствия. Для этого нужно было отправить повестку по последнему известному месту жительства или пребывания подсудимого.
Также была отменена норма, согласно которой Генпрокуратура в течение двух лет после создания Государственного бюро расследований теряла функцию следствия.
Почему заочка теперь не работает
ГБР приступило к работе 27 ноября 2018 года. И, фактически, как заявил адвокат Юрий Сухов в комментарии Корреспондент.net, процедура досудебного расследования утратила свою силу.
Адвокат пояснил, что заочное производство состоит из двух составляющих - это досудебное расследование и судебное рассмотрение.
"Когда в законе вводили процедуру заочного производство, то допустили видимо ошибку, а может быть и нет, тогда же говорили, что это временная процедура. Получается, что в законе выписали так - досудебное расследование производств осуществляется до создания ГБР", - сказал Сухов.
И дальше в законе написано, что дела, которые в порядке заочной процедуры поступили в суд, суд их рассматривает без вопросов, говорит эксперт.
"Идеология была в том, что дайте нам несколько лет, мы все дела отправим в суд, а суд будет столько рассматривать, сколько надо. Теперь срок, на который они просили "дайте нам процедуру заочного расследования", закончился. И фактически получилось, что в соответствии с УПК процедура досудебного расследования утратила свою силу", - заявил адвокат.
Адвокат отметил, что те дела, которые не были переданы в суд, ГПУ должна перевести в режим общего расследования, "потому что нет такой процедуры расследования заочного", которая ранее разрешала без участия обвиняемого лица закончить расследование и отправить дело в суд.
"Теперь они не могут это делать. А те дела, которые уже отправлены, суд должен рассматривать. А вот те дела, которые они не успели отправить в суд, они и не могут их отправить. Их теперь необходимо переводить в общую процедуру. И из-за этого они не смогут никогда отправить эти дела в суд, потому что общая процедура предусматривает обязательное присутствие обвиняемого лица", - сказал Сухов.
Луценко 20 февраля опубликовал на своей странице в Facebook пост, в котором подтверждается, что заочной процедуры теперь нет - так он отвечает на вопросы, почему ГПУ не отправляе дела в суд, отметил адвокат.
Закон всегда критиковали и в ГПУ
Закон критиковали как юристы, так и в самой Генпрокуратуре. Так, начальник управления специальных расследований ГПУ Сергей Горбатюк, что украинская процедура заочного осуждения дает все шансы Януковичу на победу в Европейском суде по правам человека.
По его убеждению, заочная процедура не во всем согласуется с международными конвенциями и практикой Европейского суда.
"На практике это может означать, что даже пройдя эту процедуру, можно однозначно получить отмену приговора международным судом. Необходимо вносить изменения в закон. Но они почему-то не вносятся", - говорил Горбатюк.
По его словам, нужно убрать из законодательства "признаки избирательности", а именно, то, что закон вначале действовал с 2016 года по 2017, а затем - до момента опубликования объявления директором Госбюро расследований в газете Урядовий кур'єр о начале деятельности ГБР.
"Закон привязывается к тому, когда захочет чиновник разместить объявление в газете. Это указывает, что закон действует в отношении только определенного круга лиц, которые на сегодня могут привлекаться", - объяснял он в феврале прошлого года в интервью Радио Свободе.
Юристы утверждают, что изменения, внесенные в законодательство Украины, нарушают Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, одна из статей которой указывает, что обвиняемый имеет право быть проинформированным о вменяемых ему преступлениях, а также иметь возможность защищать себя на суде лично. На этом ве время настаивали адвокаты Януковича.
Эксперты также называют нарушением прав человека статью, предусматривающую конфискацию имущества осужденного, который находится за пределами Украины.
В Европе осторожны с заочным судопроизводством
Организация Global Rights Compliance, занимающаяся консультациями и судебной поддержкой в области прав человека, проводила исследование на тему заочного судопроизводства в мире.
Так, в Евросоюзе с осторожностью относятся к заочному расследованию и суду. К примеру, в Австрии и Германии такая процедура существует, но наказание незначительное или вовсе невозможно.
Международные договора, такие как Пакт о гражданских и политических правах, а также Европейская конвенции по правам человека, которые подписывала Украина, предусматривают присутствие обвиняемого в судебном процессе в качестве основной гарантии справедливого суда.
При этом, как отмечает, GRC, ни один международный или региональный договор о правах человека прямо не запрещает проводить судебные разбирательства в отсутствие обвиняемого.
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet