Скорая помощь для скорой помощи. Как волонтеры спасали медицину
Когда пандемия пришла в Украину, это стало сильнейшим из вызовов для нашей системы здравоохранения. Вызов, который должен был проверить ее на прочность.
Вызов, который чиновники приняли с ликованием на телеэкранах и проиграли в жизни.
Наталья Попова, волонтер, специально для Корреспондента
Столкнувшись с необходимостью помочь медикам экстренной медицинской помощи спустя месяц после начала карантина, мы были ошеломлены, пишет Наталья Попова, волонтер, специально для №6-7 Журнала Корреспондент. Все началось с одной харьковской подстанции. Две медицинские маски на смену, 30 одноразовых костюмов, которые стирались после использования. И все это на штат более чем 100 человек. Костюмы, которые разрешено было использовать в случае «крайней необходимости». Но чаще их показывали при проверке журналистам. Аптечки, в которых находились просроченные препараты. 12-часовая смена без права заехать на подстанцию в туалет или на обед. Бригады, состоящие из двух человек: водителя и фельдшера. Дезинфекция автомобилей — мытье тряпками силами самой бригады. Но самым тяжелым стало осознание того, что все в курсе происходящего, что это выбор руководства. Единственный шанс им помочь — заговорить об этом. Заговорить настолько громко, чтобы об этом узнала вся страна.
Доставляя на подстанции маски, перчатки, респираторы, костюмы, термометры и даже экспресс-тесты на COVID-19, мы узнавали о проблемах скорых все больше. Медики боялись говорить открыто, из-за страха потерять работу, которая приносила им 4-5 тыс. грн в месяц. Но страх под давлением руководства, запрета на общение с волонтерами, отсутствие средств индивидуальной защиты (СИЗ) и обещанных доплат в 300% постепенно отступал.
Все чаще волонтерам начали присылать фото и видео с реальными условиями труда. Поступали просьбы донести эту информацию общественности. Что волонтеры и сделали. Медиков, дававших анонимные интервью, присылавших фото и видео, пытались вычислить. Давление усиливалось. И 17 мая все это вылилось на первой подстанции Харькова в коллективное обращение на имя главы облгосадминистрации. В нем было два вопроса: разобраться с выплатами по COVID-19 — 300% и с невозможностью нормального снабжения СИЗ.
На 18 мая была запланирована акция-митинг, о которой также было заявлено медиками. Под давлением руководства заведующие подстанцией записали видео, в котором отрицали проблемы, но даже это не заставило бригады отступить. 18 мая в 7:30 более 40 сотрудников скорой вышли к журналистам и уже не анонимно рассказали о нечеловеческих условиях труда. Ответ не заставил себя долго ждать, и уже через несколько часов руководство области заявило об отсутствии проблем и заявлении, которое, по их мнению, было «подделанным».
Публичная активность вокруг проблем харьковской скорой привела к двум основным последствиям:
- благодаря бизнесменам, представителям IT-сферы и крупным благотворительным фондам на подстанции доставили большое количество СИЗ и других нужных вещей;
- руководство отказалось идти на диалог и слышать своих сотрудников, а вместо этого усилило давление. И уже сегодня с медиками заключены первые адвокатские договоры для обеспечения их юридической защиты.
Корреспондент вернется к теме.