Der Spiegel: Экстренная помощь для проигравшего
"Он полностью провалил свою последнюю большую миссию": несмотря на сопротивление, Джордж Буш хотел добиться скорейшего принятия в НАТО Грузии и Украины. Однако Европа ответила "нет" и согласилась только на компромисс, чтобы президенту США удалось избежать окончательного провала, пишет Маттиас Гебауер в издании Der Spiegel.
На саммите НАТО Джордж Буш снова доказал всему миру одно: если президент США что-то вбил себе в голову, он пойдет до конца – независимо от того, насколько болезненным достижение цели может оказаться для него самого. То, что его стремление как можно скорее выдать Грузии и Украине клубную карту потерпит поражение, президент США знал еще с конца февраля. И тем не менее, он бился в Бухаресте головой об стену, подобно упрямому ребенку.
Никто так и не понял поведения уходящего президента после его поражения. Ясно и четко на одном из последних подготовительных заседаний в преддверии саммита в Бухаресте говорилось, что Европа, прежде всего Германия и Франция, не согласится дать обещания относительно вступления Грузии и Украины в ближайшем будущем. За несколько дней до саммита канцлер Германии была немного сбита с толку, когда Буш поехал в Киев и в полный голос пообещал быстрое решение вопроса.
Но Ангела Меркель приступила к действиям уже в день приезда в Бухарест: едва она вышла из самолета, как снова подтвердила позицию Германии. Двери для Украины и Грузии открыты, но существует еще множество вопросов, подлежащих разъяснению. В том же ключе и практически в то же самое время высказался и Париж – настоящий скандал. Когда же главы государств встретились на рабочем ужине, однозначное "нет" было уже вопросом решенным, за обеденным столом это даже не обсуждалось.
Невольные победители саммита
Для канцлера это стало неожиданной победой. Неожиданно она была втянута Бушем в конфликт, который, как ей казалось, давно уже был разрешен. Со своим однозначным "нет" в неожиданном единодушии с Францией и ее непредсказуемым президентом Николя Саркози она выступила против США. Через день оба предстали в образе почти что невольных победителей саммита. Лицо Саркози озаряла улыбка, и он, как маленький мальчик, раскачивался из стороны в сторону за трибуной во время своего выступления.
Федеральный канцлер, напротив, выступила на саммите в роли вдумчивого и опытного игрока на натовском поле. Она с дипломатической легкостью обошла все вопросы, связанные с разногласиями с США и не дала повода для злорадства. "Все в порядке", – заявила она без тени улыбки. И дальше, в тоне вежливой дипломатии: важна единая позиция НАТО относительно того, что Россия не имеет права вето по этому вопросу, все остальное – мелочи.
Теперь европейским дипломатам остается только гадать, что же все-таки двигало Бушем. Согласно самой распространенной версии, Буш действует как ведомый своей собственной миссией: распространение демократии и "Кока-Колы" на просторах бывшего Советского Союза. Когда в огромных залах дворца в Бухаресте речь заходит об уходящем президенте, нередко можно услышать ироничные замечания в его адрес. "Это было его последней большой миссией, – ехидничает один западно-европейский дипломат. – И он ее полностью провалил".
Намеренно попал в ловушку – или это было искусным пиар-маневром?
Многие видят в этом неудавшемся маневре доказательства всех предубеждений против Буша и его советников. Президент действует в одиночку, без согласований, и намеренно попадает в ловушку. Несмотря на то, что подобное поведение выглядит непродуманным, Буш мог действовать вполне осознанно, предупреждают другие: "В конце он всегда может сказать, что сделал все возможное для присоединения обеих стран". И вину в этом случае придется взвалить на европейцев, которые слишком уж медлили – в очередной раз.
Но НАТО было бы не НАТО и США – не мировой державой номер 1, если даже после такого скандала за дело бы снова активно не взялась дипломатия. Насколько сильно поскользнулся ее шеф, настолько энергично глава Госдепа США Кондолиза Райс продолжает вести переговоры, чтобы окончательно не потерять лицо. Во время ужина со своими натовскими коллегами глава американского дипломатического ведомства повела себя почти что агрессивно, сообщают участники, отстаивая и оспаривая все формулировки в декларации о спорном вопросе по вступлению.
После ночи интенсивных переговоров утром Райс еще раз отозвала в сторону главу германского МИДа Штайнмайера, чтобы добиться от него нескольких компромиссов. К этому моменту среди европейцев сложилось мнение, что, несмотря на грубый курс Буша и однозначное "нет", никто не хочет выставлять Вашингтон на посмешище. "Несмотря на то, что это уходящая администрация, – подытожили участники переговоров, – слишком сильные удары попомнят и преемники".
Коммюнике саммита выглядело в этой связи довольно мягким. Главы государств НАТО даже подчеркнули, что "оба государства в будущем станут членами НАТО". Но до этого должен вестись "интенсивный диалог". Грузия и Украина на шаг приблизились к своей цели, то есть Плану действий по членству, на натовском жаргоне названному ПДЧ. В Декабре 2008 года министры иностранных дел альянса снова будут обсуждать присоединение обоих государств к ПДЧ.
Эти переговоры станут последним шансом для команды Буша на позитивное решение по Грузии и Украине. Хотя выборы в США состоятся в ноябре 2008, на саммите в декабре за столом переговоров США будет все еще представлять Кондолиза Райс.
Во время своей последней международной миссии опытный тактик Райс должна будет спасти то, что не удалось протолкнуть Бушу в Бухаресте с использованием грубой силы. Она должна завершить миссию Буша.
Если подобное решение с самого начала было расчетом команды Буша, то стратеги и сам президент достойны уважения – превращение в мальчика для битья на международной арене ради политической миссии в любом случае свидетельствует о глубокой убежденности.
Если же это не было планом, то Райс, по крайней мере, удалось в последнюю минуту спасти своего президента. Но раны во время прощального шоу в Бухаресте он все равно себе нанес.
Перевод ИноПресса