Переход в политическое русло. Протесты в Беларуси
Оппозиция создала в Белоруси Координационный совет для обеспечения трансфера власти, Лукашенко считает его незаконным и на переговоры идти не собирается.
Белорусы протестуют уже 12 дней. Долгое время в укор протестующим ставили отсутствие внятных политических лидеров, которые могло бы вести переговоры с властью. Теперь оппозиция создала Координационный совет, но вести переговоры с ним власти отказываются, а наоборот возбуждают уголовные дела против оппозиционеров.
Корреспондент.net следит за ситуацией на протестах в Беларуси.
Координационный совет
На заседании 19 августа был избран президиум Совета, в который вошли Светлана Алексиевич, Лилия Власова, Сергей Дылевский, Максим Знак, Ольга Ковалькова, Мария Колесникова, Павел Латушко. Совет принял резолюцию, в которой требует:
- признать недействительными выборы президента республики 9 августа 2020 года и провести новые,
- прекратить политические преследования, освободить политических заключенных, выплатить компенсации всем пострадавшим,
- завести уголовные дела и привлечь виновных к ответственности (на кого заводить дела и виновных в чем, также не уточняется).
Мария Колесникова отметила, что Совет не ставит своей целью изменение конституционного строя и внешнеполитического курса, и поддерживает людей, которые выражают свое мнение, выходя на мирные акции протеста.
Совет потребовал от генпрокуратуры, СК, МВД и КГБ Беларуси срочного проведения встреч.
Ответ власти
Власть пока готова встречаться с оппозиционерами только в рамках расследования уголовных дел против них.
Генпрокурор Беларуси Александр Конюк заявил, что “создание и деятельность Координационного совета направлены на захват государственной власти”. Из-за создания совета уже завели дело о призывах к действиям, “направленным на причинение вреда национальной безопасности”.
В белорусской оппозиции ответили, что их переходной совет не угрожает национальной безопасности Беларуси, а возбуждение уголовного дела является не чем иным, как политическим преследованием.
По словам члена координационного совета, юриста Максима Знака, уголовное дело было возбуждено по статье 361 УК, — это не действия, направленные на захват власти, а призывы, направленные на действия, угрожающие национальной безопасности.
“Будем надеяться, что власти внимательно прочитают то, что мы вчера подготовили в координационном совете. И там написано, что этот совет делает, к чему призывает и какими правилами пользуется. На мой взгляд, нет никаких причин утверждать, что есть основания для применения статьи 361”, — сказал он в комментарии Еврорадио.
Что дальше?
Аналитики с самого начала протестов в Беларуси отмечали, что у протестующих нет единого политического центра, который бы представлял всех протестующих, координировал их деятельность и выступал бы от их имени на переговорах с властью. Так и не появилось ярких лидеров, отсутствует чёткая политическая программа и план действий.
“Координационный совет по передаче власти, который был сформирован по предложению кандидата в президенты Светланы Тихановской, вряд ли сможет в ближайшее время стать организующей силой протестного движения, поскольку состоит в основной массе из представителей "старой оппозиции", никем не был избран и имеет очень большой потенциал для внутренних конфликтов”, - считает белорусский политолог Дзенис Мельянцов.
По его мнению, решающим для успешности протестов остается фактор забастовки на крупнейших государственных предприятиях. Реакция власти на забастовки уже проявляется. Так, Руководство Минского автомобильного завода начало увольнять работников за участие в забастовках, а сотрудникам БелАЗа запретили пользоваться мобильными телефонами на территории завода, а также передвигаться по заводу “без производственной необходимости”.
Кроме того исчез один из членов стачечного комитета Беларуськалия Дмитрий Куделевич, по информации коллег, его остановили на дороге и задержали.