Гроб и тыквы. Протесты в Беларуси захлебываются?
В Беларуси продолжаются протесты, но на них собирается все меньше людей, силовики снова задерживают участников акции, а Лукашенко разгуливает с автоматом.
Воскресенье – уже три недели традиционно главный день сбора протестующих в Беларуси. 30 августа не стало исключение. Тем более, что в этот день Александру Лукашенко, против которого и протестуют белорусы, исполнилось 66 лет. Батька встречал день рождения с автоматом, белорусы принесли ему целый набор подарков. Закончилось все новыми задержаниями.
Корреспондент.netследит за событиями в Беларуси.
Протестный день рождения
Белорусы протестуют уже 22 дня. В воскресенье, 30 августа, митинги прошли в Минске, Бресте, Могилеве, Витебске, Гомеле, Бобруйске и других городах.
Демонстранты, как и во время предыдущих митингов, требовали отставки Александра Лукашенко и проведения честных выборов на пост президента страны. Но их было меньше, чем в предыдущие воскресенья, когда на улицы выходили сотни тысяч человек. Теперь же, по оценкам журналистов, в Минске в митинге приняли участие только десятки тысяч человек, в регионах и того меньше.
Силовики снова проводили задержания, только в Минске арестовали 140 человек. Причем главные площади Минска перекрыли еще до начала шествия. Протестующие по плану собирались у станций метро и двигались к центру, однако основные площади — Независимости, Победы, Октябрьскую и площадь у стелы Минск — город-герой — перекрыли сразу. Также на время акции перекрыли все центральные станции метро.
В итоге основной поток людей шел сначала по проспекту Независимости, где произошло несколько задержаний, затем — по проспекту Победителей в сторону площади Государственного флага. У Дворца Независимости колонна уперлась в оцепление из силовиков.
Подарки Лукашенко
Минчанки выкатили тыквы к дому правительства. Это традиционный белорусский обычай, который означает, что невесте не мил жених. В Украине он тоже есть.
Также на протесты в Минске принесли для Лукашенко гроб для диктатуры и огромного таракана. Были и венки. Один мужчина нес смирительную рубашку с надписью по обе стороны Да смирись ты уже и С днем рождения, Сашка, надевай рубашку.
Все подарки митингующие сложили на ограду Дворца Независимости.
Где был сам Лукашенко в это время – непонятно. Его пресс-секретарь на запрос журналистов прислала фотографию, на которой Батька с автоматом идет возле Дворца Независимости. В телеграм-канале Пул первого уточнили, что снимок сделан в 16:00, когда протестующие уже дошли до оцепления у Дворца Независимости. Однако Радио Свобода считает, что протестующих у резиденции в это время еще не было. А когда они пришли, человека в такой одежде они не видели.
Режим побеждает?
Лукашенко уверен, что протесты - вещь временная. А для того, чтобы хоть как-то снять напряжение в обществе готовит изменения Конституции.
“Я считаю, что, несмотря на то, что у нас несколько авторитарная система устройства общественной жизни, тем не менее, президент оберегает и охраняет суды. Но это личностный момент, а надо сделать так, чтобы работала система, не завязанная на личности, в том числе Лукашенко”, — сказал Батька на встрече с председателем Верховного суда Валентином Сукало.
Лукашенко уже дважды инициировал изменения в конституцию — в 1996 и 2004 годах. В результате были серьезно расширены полномочия президента и снято ограничение на число президентских сроков. Теперь же он вроде как наоборот планирует “делиться полномочиями” с другими институциями. Во всяком случае, он делал подобные заявления.
На акции в воскресенье к протестующим вышел помощник Лукашенко Николай Латышенок. Он заявил, что протесты незаконны, выборы прошли честно, переговоров властей с оппозицией не будет (только с инициативными группами), власть готовит конституционную реформу, а координационный совет необходимо отправить в Европу.
Власти сделают ставку на то, что население, в конечном итоге, примет результаты выборов, говорит белорусский политолог Петр Петровский. "Вертикаль власти осталась целостной”, - отмечает он. По мнению Петровского, вести диалог с протестующими власти не станут.
Кроме того, у протестующих до сих пор так и не появилось цельной политической структуры.
"Массы выходят на улицы, но власть берут структуры. Если нет механизма, то каким образом будут формулироваться решения?", - отмечает белорусский политолог Андрей Казакевич.
В какой-то момент власти все же будут вынуждены пойти на какие-то переговоры и обсуждение правил дальнейшего политического устройства, не исключил Казакевич. По его мнению, Лукашенко постарается сделать это на своих условиях и с удобными для властей партнерами. Например, трудовыми коллективами. На что уже намекал сам Лукашенко.