Бои в Карабахе не стихают. Стороны готовы говорить
Пашинян и Алиева говорят о готовности к переговорам на фоне ужесточающейся войны за Нагорный Карабах.
В Нагорном Карабах новая гуманитарная пауза вновь сорвана в первые часы, боевые действия продолжаются. Армения и Азербайджан обвинили друг друга в нарушении договоренностей и отчитались о весомых потерях противника.
Разобраться в пропаганде, которая сопровождает бои в Нагорном Карабахе, и понять, кто побеждает, непросто. Ясно только одно: ни армянская, ни азербайджанская политика не готовы отказаться от своих требований.
В понедельник президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян заявили, что готовы - в случае поступления такого предложения - приехать в Москву на переговоры. Корреспондент.net рассказывает подробности.
Взаимные обвинения и потери: вести с поля боя
С полуночи 18 октября в Нагорном Карабахе начало действовать второе гуманитарное перемирие. Утром как армянская, так и азербайджанская сторона обвинила другую в нарушении перемирия. Первое вступило в силу 10 октября и было нарушено через несколько часов.
По версии Азербайджана, силы Армении начали стрелять уже через две минуты после полуночи; до трех ночи продолжался обстрел из крупнокалиберного оружия в направлении двух азербайджанских районов - Товузского и Гедабегского, сообщили в Баку.
Кроме того, утром были предприняты попытки атаки в направлении населенных пунктов Гадрут, Физули, Джебраил и Агдере (Мартакерт). Эти населенные пункты находятся на юге района боевых действий, и ранее Баку сообщал об их взятии.
Как заявила в воскресенье азербайджанская сторона, в ходе боевых действий ей удалось сбить Су-25 армянских ВВС, наносивший удары по позициям азербайджанской армии. Ереван потерю своего штурмовика отрицает.
Но Армения подтвердила, что основные боевые действия ведутся на юге, но ответственность возложил на противную сторону.
Азербайджанские части после активного артобстрела предприняли наступление на южном направлении с целью захвата выгодных позиций, говорилось в сообщении министерства иностранных дел Еревана.
Сыпались взаимные обвинения и по поводу ключевой цели перемирия - обмена телами погибших и военнопленными.
Как заявили в МИД Армении, Баку "категорически отверг" попытку Международного комитета Красного Креста "вывести с поля боя раненых военнослужащих".
В свою очередь, Баку заявил о готовности передать Армении тела ее погибших военнослужащих "по заранее согласованному коридору в направлении Товузского района госграницы".
"События развиваются по логике войны, а не по логике мира. Чтобы договоренности соблюдались, все должно измениться концептуально. Логика войны предполагает захват господствующих высот, подавление точек, с которых ведется обстрел", - сказал Коммерсанту азербайджанский политолог Ильгар Велизаде.
Боевые действия в Нагорном Карабахе продолжаются с 27 сентября. О том, какие изменения произошли на линии соприкосновения Нагорного Карабаха и Азербайджана, точно неизвестно.
14 октября премьер-министр Армении Никол Пашинян признал, что армянская сторона отступила на юг и на север. По его словам, это связано с тем, что азербайджанские войска изменили тактику, "пытаясь устроить неразбериху в тылу диверсионными группами".
16 октября, боевые действия вновь вышли за территорию непризнанной Нагорно-Карабахской республики и распространились на второй по величине азербайджанский город Гянджа.
20 октября Армения заявила, что вооруженные силы Азербайджана отступают на юге Карабаха возле границы с Ираном в районе Худаферинского водохранилища, "понеся большие потери".
С начала боевых действий азербайджанская сторона ни разу не сообщала данные о числе погибших и раненых среди военных, только среди мирных жителей - 43 человека погибли (по состоянию на 15 октября).
С армянской стороны данные публикуются почти каждый день. В последней сводке за 20 октября 43 новых имени, всего - 772 погибших. Среди мирных жителей погибли 34 человека.
При этом президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью французским журналистам заявил, что в Нагорном Карабахе его армия уничтожила вооружение армянских сил на сумму в один миллиард долларов.
Можно предположить, что прямые дополнительные расходы Азербайджана по ведению этой войны составили как минимум не меньшую сумму. Что касается человеческих потерь, то они, вероятно, находятся на том же уровне.
Уступать пока никто не собирается, но на переговоры готовы
Судя по заявлению пресс-секретаря МИД Азербайджана Лейлы Абдуллаевой, Баку вовсе не собирался останавливать наступление вглубь Нагорного Карабаха.
"Целью Азербайджана является освобождение всех земель, и об этом неоднократно говорилось на уровне президента. Мы пойдем до конца, не может быть разговоров вроде "несколько сел освобождено, остальное пусть остается", - сказала она.
Отсутствие серьезного территориального продвижения азербайджанской армии, несмотря на ее превосходство над армянскими силами, эксперты объясняют тем, что боевые действия ведутся в горной местности.
За три недели боевых действий стороны не стали ближе к тому, чтобы идти на уступки. Руководитель научных исследований российского института Диалог цивилизаций Алексей Малашенко, считает, что Азербайджан чувствует себя победителем из-за того, что на его стороне Турция.
"У значительной части азербайджанского истеблишмента возникает идея, что если они будут энергичнее действовать, в том числе в военном отношении, то у них будут очень хорошие позиции для последующего решения конфликта", - говорит эксперт в комментарии РБК.
Что касается Армении, то появление в конфликте боевиков создает у Еревана ощущение, что его будут поддерживать, поскольку теперь они воюют "против исламского терроризма", считает Малашенко.
19 октября премьер Армении Никол Пашинян впервые прямо озвучил то, что раньше скрывалось за дипломатическими формулировками.
"За что идет эта война? За статус Карабаха. Могли ли мы избежать этой войны? Да, если бы отказались от территорий и согласились на неопределенный статус на неопределенный срок без возможности его корректировки в будущем. Можно ли достичь приемлемого статуса путем переговоров? Нет, потому что последний шанс был исчерпан в 2011 году в Казани", - написал он в Facebook.
В июне 2011 года готовились документы, в которых говорилось об отказе применения силы, выводе армянской армии из семи районов вокруг Нагорного Карабаха и о возвращении всех азербайджанских переселенцев в уже мирный регион. Затем статус региона планировалось определить на референдуме. Но документ так и не был подписан.
В своем посте Пашинян пришел к выводу, что добиться нужного ей статуса Карабаха Армения может, только если "победит в войне". Для этого граждане должны объединятся вокруг этой цели.
В интервью агентству ТАСС, опубликованном в тот же день, Пашинян дал понять, что полностью закрывать двери для дипломатического урегулирования не планирует.
Он утвердительно ответил на вопрос о готовности приехать в Москву, чтобы встретиться с Алиевым при российском посредничестве. При этом Пашинян считает, что первый шаг в этом должен сделать Азербайджан.
"Конечно, мы готовы на компромисс, мы всегда это говорили. Отправная точка для нас - это статус Нагорного Карабаха. Если Азербайджан согласится в вопросе статуса Нагорного Карабаха, то можно сказать, что есть предпосылки для компромисса", - сказал политик.
Алиев в интервью ТАСС 19 октября также говорил о компромиссах, но с другим посылом. Он напомнил о принципах, разработанных при поддержке Минской группы ОБСЕ, назвав их "компромиссным пакетом".
"Это возврат территорий, оккупированных армянской стороной, переговоры по будущему Нагорного Карабаха, возврат беженцев и вынужденных переселенцев в места их изначального проживания, в том числе в Нагорный Карабах, в Шушу. Все это написано в базовых принципах, и армянская сторона на разных этапах давала согласие на все это", - сказал он.
Азербайджанский лидер также заявил о готовности представителей Баку к переговорам с Арменией "в любом месте, чтобы положить конец противостоянию и найти пути урегулирования".
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet