Киргизский Трамп. Итог революции в Кыргызстане
Новый президент, избранный 80 процентами голосов, собирает в своих руках всю власть и обещает стремительные реформы.
Третья революция в Кыргызстане завершилась досрочными выборами президента, победу на которых одержал премьер-министр Садыр Жапаров, пришедший к власти на волне протестов.
Среди его первоочередных планов - изменение конституции и укрепление президентской власти. Противники Жапарова обвиняют его в фальсификации итогов голосования. Корреспондент.net рассказывает подробности.
Из тюрьмы в президенты
Бывший заключенный Садыр Жапаров, ставший премьер-министром Кыргызстана благодаря протестам, с большим преимуществом одержал победу на президентских выборах 10 января - он получает 79,2 процента голосов.
В отношении Садыра Жапарова было заведено два уголовных дела. В 2012 года ему предъявили обвинение в попытке насильственного захвата власти из-за организации митинга в Бишкеке с требованием национализации золоторудного предприятия Кумтор. Участники акции пытались прорваться на территорию Белого дома.
Жапарова тогда приговорили к 1,5 года лишения свободы, затем оправдали, но оставили в силе вердикт.
В 2013 году в отношении Жапарова было возбуждено еще одно дело по четырем статьям, среди которых захват заложника. Причиной стал митинг в Караколе из-за рудника.
Акция вылилась в беспорядки, которые сопровождались захватом в заложники полпреда правительства в Иссык-Кульской области Эмильбека Каптагаева и попыткой штурма здания облгосадминистрации.
После возбуждения уголовного дела Жапаров покинул страну и несколько лет жил на Кипре. Он собирался принять участие в прошлых выборах в президента, но в марте 2017 года был задержан на границе с Казахстаном. Суд приговорил его к 11,5 года лишения свободы в колонии строгого режима, признав виновным в захвате заложника.
"Тюремная камера стала своего рода капсулой от ошибок для Жапарова, который оказался в выигрышном положении по сравнению с президентом и правительством, которые совершали одну ошибку за другой", - отмечает политический комментатор Азим Азимов.
Он, как и другие эксперты, считает феномен успеха Жапарова не исключением для Кыргызстана, а скорее общемировым трендом, когда на фоне разочарования в институтах власти избиратели делают неожиданный выбор.
В октябре прошлого года Жапаров был освобожден из тюремного заключения в ходе мятежа с применением насилия, направленного против бывшего президента Сооронбая Жээнбекова и его правительства. После освобождения Жапаров был назначен премьер-министром.
Таким образом в Кыргызтане в третий раз победила революция. Первая в 2005 году закончилась уходом президента Аскара Акаева. На его место пришел Курманбек Бакиев, который в 2010 году также покинул свой пост на фоне протестов.
Сооронбай Жээнбеков подписал заявление об уходе 15 октября под давлением Жапарова, который к этому времени уже занимал пост премьер-министра.
Жээнбеков стал первым в новейшей истории Кыргызстана избранным президентом, добровольно ушедшим в отставку. Первый и второй президенты бежали из страны во время революций. Третий президент - Алмазбек Атамбаев - отработал полный шестилетний мандат и на последних президентских выборах активно поддерживал Жээнбекова.
Подобный стремительный переход власти наглядно показывает существующую в Кыргызстане нестабильность, а также наличие ожесточенных конфликтов между регионами, которые и сделали эту страну единственным многопартийным демократическим государством в регионе, где преобладают стареющие диктаторы и автократии, отмечает газета Financial Times.
В целях дальнейшей консолидации власти Жапарова одновременно с выборами президента был проведен национальный референдум, и 81,3 процента его участников поддержали предложение относительно укрепления роли президента за счет сокращения влияния парламента страны, что, по мнению некоторых аналитиков, может подорвать политический плюрализм в стране.
Эрика Марат, доцент расположенного в Вашингтоне и поддерживаемого Пентагоном Колледжа по проблемам международной безопасности, назвала Жапарова "киргизским Трампом". Эксперт считает, что его избрание может стать "началом формирования очередного неустойчивого и жесткого авторитаризма".
Марат также считает, что нынешние выборы сложно назвать легитимными, поскольку с момента принятия решения об их проведении до непосредственно дня голосования прошло всего два месяца.
"Учитывая, что это были досрочные выборы, назначение которых совсем не соответствовало процедурно Конституции или закону, это всего лишь продолжение попытки Жапарова и его сторонников узаконить его в качестве главы государства", - считает она.
Несколько оппонентов Жапарова, в частности лидер партии Бутун Кыргызстан Адахан Мадумаров, а также бывший глава Комитета национальной безопасности Абдиль Сегизбаев, заявили, что не признают итоги президентских выборов.
Жапаров использовал административный ресурс и фальсифицировал процедуру голосования, утверждают они.
В ОБСЕ заявили, что кандидаты имели неравные возможности, были отмечены злоупотребления административным ресурсом и нарушения процедур агитации. Явка на выборах в Кыргызстане была довольно низкой.
Евросоюз в свете проблем, связанных с пандемией, поприветствовал "упорядоченные и хорошо организованные президентские выборы" в Кыргызстане.
Отметив, что на референдуме большинство избирателей проголосовали за президентскую республику, в ЕС указали, что новая конституция в условиях президентской системы власти должна в полной мере обеспечить соблюдение демократических принципов в соответствии с международными обязательствами.
Жапаров собирается заняться укреплением президентской вертикали власти. В ближайшие два месяца в Кыргызстане состоится конституционная реформа, заявил он поздно вечером в воскресенье, когда его победа уже стала очевидной.
"После конституционной реформы будет новое правительство, новый парламент, который будет избираться по смешанной системе - по партийным спискам и одномандатным округам", - также сказал он и уточнил, что "все реформы должны закончиться до 1 июня".
Согласно нынешней конституции Кыргызстана, действующей с 2010 года, однопалатный парламент имеет право отправить в отставку правительство и объявить вотум недоверия президенту, а премьер-министр, как и президент, может назначать министров.
Конституционная реформа была главной предвыборной инициативой Жапарова, потому что за последние десять лет парламентаризм дискредитировал себя в Кыргызстане и разрушил страну, утверждала его команда.
Молодая киргизская демократия, рожденная "революцией тюльпанов" в 2005 году и познавшая жестокие потрясения, страдает от коррупции и организованной преступности. Она сталкивается с серьезными экономическими проблемами: кредиты на 1,8 миллиарда долларов, предоставленные Китаем, составляют 40 процентов внешнего долга Киргизии.
Денежные переводы от киргизских рабочих, эмигрировавших за границу (в основном, в Россию и бывшие советские республики) в 2019 году, составили, по данным Всемирного банка, 28 процента ВВП, который составляет 8,5 миллиарда долларов.
Сейчас Кыргызстан находится в глубоком экономическом кризисе. Из-за пандемии и политического кризиса ВВП страны по итогам года сократился на 8,1 процента. Китай согласился отсрочить выплаты по долгу лишь на 2020 год, и их пик по-прежнему придется на текущий и следующий годы.
"Экономика страны в упадке, так же как и промышленность, культура, сельское хозяйство, прокуратура, судебная система. В стране богатели только коррупционеры... У нас есть несколько идей по развитию экономики, для этого хватит политической воли. Хочу заверить, что буду править справедливо", - заявил избранный президент.
Среди других обещаний Жапарова - реформа судов, оптимизация министерств "до эффективного минимума", а также люстрация.
Еще он планирует обеспечить социальную защищенность граждан, ввести мораторий на проверки бизнеса, защищать инвесторов, использовать для развития внутренние резервы, создавать новые отрасли и выходить на новые рынки. Никакой конкретики по экономическому развитию пока нет.
Садыр Жапаров обещал сделать упор на борьбу с коррупцией. Он и его команда уже сейчас прилагают усилия, чтобы эта деятельность выглядела бурной. Сейчас почти каждый день киргизские СМИ сообщают об уголовных делах или фактах возвращения средств в бюджет очередным экс-чиновником, допустившим злоупотребления.
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet